ДЕНЬ 1
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо
ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ, ПРАВИЛА И КОМПЕНСАТОРНЫЕ СТРАТЕГИИ: ТРИАДА СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ
ГЛУБИННОЕ УБЕЖДЕНЕ
Глубинные убеждения - это понятие в психотерапии, обозначающее абсолютные, обобщенные и значимые убеждения человека о себе и мире. Глубинные убеждения обычно формируются в детстве, когда ребенок взаимодействует со значимыми людьми и приобретает жизненный опыт. Глубинные убеждения определяют, какие цели ставит перед собой человек, его поведение и его оценку, его отношение к происходящим вокруг событиям и их объяснение, возникновение автоматических мыслей, характерных для данной ситуации или обстановки, и его эмоциональную реакцию на эту ситуацию. Одним словом, личностная матрица смыслов и ценностей, присущая личности, формируется на основе глубинных убеждений. Глубинные убеждения могут быть функциональными или дисфункциональными. Глубинные убеждения, правила и компенсаторные стратегии - это три элемента, формирующие личность: реакции на события, эмоциональный фон и систему ценностей.
Аарон Т. Бек (1921-2021)
Профессор психиатрии Пенсильванского университета, создатель когнитивной психотерапии, крупный специалист в области лечения депрессий.
«Если наше мышление увязло в искаженных символических значениях, нелогичных рассуждениях и ошибочных интерпретациях, мы, по правде говоря, становимся слепыми и глухими».
ПРАВИЛА
Правила - это идеи, которые вы сознательно или бессознательно принимаете, чтобы защитить себя от дезадаптивных убеждений. Убеждения являются безусловными (то есть они сохраняются независимо от того, что вы думаете, делаете или говорите), в то время как правила - условными. Это означает, что если вы (или окружающие вас люди) следуете определенным правилам, вы можете считать, что с вами все в порядке.
Правила часто вызывают внутренний конфликт, и со временем вы можете обнаружить, что ваше поведение меняется, чтобы избежать правил или следовать им. Нарушение правил может привести к расстройствам настроения - депрессии и тревоге. Нарушение правил в течение короткого периода времени, например нескольких минут, часто вызывает тревогу, гнев, чувство вины, стыда и отвращения.
Один из методов, способствующий соблюдению установленных правил, заключается в избегании ситуаций, которые могут вызывать сомнения в этих правилах. Например, придерживаясь принципа "Если я добиваюсь успеха во всем, то у меня все будет нормально", вы либо приложите больше усилий для достижения цели, либо просто избежите ситуаций, где возможны неудачи.
Вот еще несколько примеров правил: "Если я всегда буду сильным и контролировать все, то у меня все будет хорошо", "Если окружающие чувствуют себя комфортно в моем присутствии и я удовлетворяю их просьбы, то у меня все будет в порядке", "Если я выгляжу привлекательно, то все будет хорошо" и "Если я всегда кажусь компетентным, то все будет в порядке".
Понять, есть ли у вас такое правило, довольно просто: обратите внимание на свою эмоциональную реакцию, когда вы не в состоянии соответствовать своим внутренним стандартам по каким-то причинам. Анализ ваших эмоциональных реакций на события, вероятно, станет основным методом, который ваш психотерапевт использует для определения наличия у вас подобных правил.
См. также:
Одним из ключевых аспектов в рамках терапии, на который следует обращать внимание, является осознание того, какие компенсаторные стратегии поведения использует клиент для преодоления своих проблем.
Важно понимать, что поведенческие стратегии, которыми пользуется клиент в повседневной жизни и о которых он рассказывает, не являются самой проблемой, а лишь компенсаторными методами. Выявление этих стратегий, уходящих в глубь детства, поможет быстрее раскрыть истинную проблематику клиента.
Детское окружение может быть либо поддерживающим и безопасным, что способствует успешной самореализации, либо враждебным и угрожающим. Под воздействием тревоги и беспомощности здоровые потребности могут быть заменены невротическими. По мнению Карен Хорни, тревога не является естественной, а возникает из-за неблагоприятных социальных условий.
Тревога является реакцией на утрату базовой безопасности, а невротические потребности - попыткой восстановить ее. Для преодоления чувства нестабильности, беспомощности и враждебности дети могут применять различные защитные стратегии. Хорни выделила десять невротических потребностей, соответствующие стили поведения."
ДЕНЬ 2
Карен Хорни описывает 10 невротических потребностей:
1. В тотальном одобрении всеми.
Проявления в поведении - Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию.
2. В руководящем партнёре.
Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все.
3. В жёстких рамках и правилах.
Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.
4. Во власти над другими.
Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.
5. В эксплуатировании других.
Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.
6. В общественном признании.
Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.
7. В восхищении собой.
Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.
8. В честолюбии.
Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.
9. В самодостаточности и независимости.
Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся.
10. В безупречности и неопровержимости.
Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.
Карен Хорни (1885-1952)
Психолог. Акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.
«Я не думаю, что можно понять какой либо тяжелый невроз без осознания той парализующей беспомощности, которая связана с ним. Некоторые невротичные люди выражают свое раздражение явным образом, у других же оно глубоко спрятано за покорностью или показным оптимизмом. И тогда бывает очень непросто усмотреть, что за всеми этими претензиями, странным тщеславием, враждебными отношениями скрывается человеческое существо, которое страдает и ощущает себя навсегда отлученным от всего того, что делает жизнь привлекательной, которое знает, что даже если достигает желаемого, все равно не сможет получить от этого удовольствия. Человек, для которого закрыта всякая возможность счастья, должен был бы быть настоящим ангелом, если бы не испытывал ненависти к миру, принадлежать которому он не может».
ДЕНЬ 3
Эти 10 заветных желаний, хоть и близки и понятны многим, всё же можно считать невротическими. Невозможно удовлетворить все эти потребности, ведь некоторые из них очень неустойчивы, а другие просто недостижимы. Поэтому тревога будет возникать снова и снова. Отображение идеальной картинки в реальность не принесёт ни удовлетворения, ни счастья, а только усилит тревогу.
Ориентация на людей, от людей и против людей
В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945), Хорни систематизировала десять потребностей, разделяя их на три основные категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений, направленную на обеспечение чувства безопасности в окружающем мире. Эти стратегии направлены на уменьшение тревоги и обеспечение комфортной жизни. Каждой стратегии также соответствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеку, относящемуся к уступчивому типу, свойственно иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут».
Уступчивому типу важно, чтобы его нуждались, любили, защищали и руководили. Они стремятся к отношениям с целью избежать одиночества, беспомощности и ненужности. За всей своей любезностью может скрываться подавленная агрессивность. Хотя такие люди кажутся смущенными и теневыми, под этими чертами часто скрывается враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация на людей как стратегия оптимизации межличностных отношений проявляется у людей, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие индивидуумы, относящиеся к обособленному типу, ошибочно считают: "Если я отстану, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).
Для обособленного типа характерно стремление не давать себя вовлечь, будь то в любовном романе, работе или отдыхе. В результате они теряют настоящий интерес к людям, привыкают к поверхностным удовольствиям - они просто безразлично идут по жизни. Эта стратегия включает стремление к уединению, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это стиль поведения, характеризующийся доминированием, враждебностью и эксплуатацией. Люди враждебного типа верят, что все остальные люди агрессивны и жизнь представляет собой борьбу. Они всегда задают себе вопрос: "Что я получу от этого?", стремясь к контролю и власти.
Каждая из трех межличностных стратегий, включая враждебность, направлена на уменьшение тревожности, вызванной социальными влияниями в детстве. Эти стратегии находятся в конфликте как у здоровых, так и у невротиков, но последние часто неспособны гибко выбирать между ними. Вместо этого они придерживаются одной стратегии в любых ситуациях. Невротики часто пытаются удовлетворить свои потребности в жизни, не разбираясь, какой метод наиболее эффективен.
См. также:
Глубоко укоренившиеся убеждения, регламенты и компенсационные стратегии – это старые гости, определяющие наше настоящее и зачастую вредно влияющие на нашу жизнь, искажая реальность и лишая нас творческого потенциала.
З А Д А Н И Е
Определите какие дисфункциональные убеждения лежат в основе вашей личности?
Выполните упражнение письменно.
Определите какими "правилами" вы руководствуетесь?
Выполните упражнение письменно.
Определите какую компенсаторную стратегию и какой тип ориентации на людей вы используете?
Выполните упражнение письменно. Отметьте избыточную потребность, составляющую основу компенсаторной стратегии.
С помощью приведенного бланка оспорьте дисфункциональное убеждение.
Дисфункциональное убеждение - убеждение мешающее, достижению терминальных ценностей. Выполните упражнение письменно.
С помощью приведенного бланка оспорьте дисфункциональное правило.
Дисфункциональное правило - правило, мешающее достижению терминальных ценностей. Выполните упражнение письменно.