ДЕНЬ 1

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо

ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ, ПРАВИЛА И КОМПЕНСАТОРНЫЕ СТРАТЕГИИ: ТРИАДА СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ


ГЛУБИННОЕ УБЕЖДЕНЕ

Глубинное убеждение — понятие в психотерапии, которое означает ключевые представления человека о себе и мире, абсолютизированные и обобщённые. Формируются глубинные убеждения обычно в детстве, когда ребёнок взаимодействует со значимыми для него людьми и приобретает жизненный опыт. Глубинные убеждения предопределяют то, какие цели перед собой ставит человек, предопределяют его поведение и оценку им своего поведения, его отношение к происходящим с ним событиям и то, какое объяснение он им даёт, обуславливают возникновение у него характерных для той или иной ситуации автоматических мыслей и эмоциональную реакцию на эту ситуацию. По сути, на базе глубинных убеждений формируется индивидуальная матрица значений и смыслов, присущая личности.

Глубинные убеждения могут быть функциональными или дисфункциональными.

Глубинные убеждения, правила и компенсаторные стратегии – триада формирующая личность: реакции на события, эмоциональный фон и систему ценностей.

«Если наше мышление увязло в искаженных символических значениях, нелогичных рассуждениях и ошибочных интерпретациях, мы, по правде говоря, становимся слепыми и глухими».
ПРАВИЛА

Правила - это идеи, которые мы осознанно или неосознанно принимаем, чтобы защитить себя от дезадаптивных убеждений. В отличие от убеждений, которые являются безусловными (т.е. сохраняющимися независимо от того, что вы думаете, делаете или говорите), правила являются обусловленными. Иными словами, если вы (или окружающие) будете следовать определенным правилам, то можно считать, что с вами всё в порядке.
Правила часто провоцируют внутренний конфликт, и со временем вы можете заметить, что ваше поведение изменяется, чтобы обходить правила или соответствовать им. Нарушение правила может приводить к нарушению настроения депрессии и тревоге. Правила могут нарушаться кратковременно, например на несколько минут, вызывая чаще ввсего тревогу, гнев, вину, стыд или отвращение.
Другой метод, позволяющий соблюдать свои правила, состоит в избегании ситуаций, которые могут ставить правила под сомнение. Например, придерживаясь правила "Если я буду во всем добиваться успеха, со мной все будет в порядке", вы либо будете прилагать больше усилий для достижения успеха, либо станете попросту избегать ситуаций, бросающих вам вызов (таких, где вы можете не достичь успеха).
Вот еще несколько примеров правил: "Если я всегда буду сильным и буду держать все под контролем, у меня все будет в порядке", "Если окружающим будет со мной комфортно и я буду выполнять все их просьбы, то у меня все будет в порядке", "Если я выгляжу нормально, то со мной все будет в порядке" и "Если я всегда кажусь компетентным, со мной все будет в порядке".

Понять, есть ли у вас правило, довольно просто: проверьте, возникает ли у вас сильная эмоциональная реакция, когда вы в силу каких-либо причин не можете соответствовать своим внутренним требованиям. Исследование ваших эмоциональных реакций на события, вероятнее всего, будет основным методом, с помощью которого ваш психотерапевт попытается определить наличие у вас правил.

Одним из важнейших вопросов в терапии, на который терапевт должен найти ответ – это какими компенсаторными стратегиями поведения пользуется клиент, для того чтобы компенсировать свою проблему.

Важно понять, что те стратегии поведения, которые проявляет в жизни клиент и о которых он сам рассказывает,  не есть  проблема, а есть компенсаторная стратегия. Выявление компенсаторных стратегий поведения, уходящих корнями глубоко в детство, позволяет быстрее раскрыть картину истинной проблематики клиента.

Мир, окружающий ребёнка в детстве, является либо принимающим, поддерживающим и безопасным, что является залогом успешной самореализации в будущем, либо враждебным и угрожающим, и тогда, под воздействием возникающей тревоги и чувства беспомощности, здоровые потребности роста и развития заменяются невротическими потребностями. Согласно Карен Хорни, тревога не естественна для человеческой природы, а возникает только в результате неблагоприятных социальных условий.

Тревога - это реакция на потерю базовой безопасности, а невротические потребности - попытки восстановить утраченную безопасность.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной (основной) тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены ниже вместе с соответствующими стилями поведения.

ДЕНЬ 2
Карен Хорни описывает 10 невротических потребностей:

1. В тотальном одобрении всеми.

Проявления в поведении - Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию.

2. В руководящем партнёре.

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все.

3. В жёстких рамках и правилах.

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.

4. Во власти над другими.

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.

5. В эксплуатировании других.

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.

6. В общественном признании.

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.

7. В восхищении собой.

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.

8. В честолюбии.

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.

9. В самодостаточности и независимости.

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся.

10. В безупречности и неопровержимости.

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.
«Я не думаю, что можно понять какой либо тяжелый невроз без осознания той парализующей беспомощности, которая связана с ним. Некоторые невротичные люди выражают свое раздражение явным образом, у других же оно глубоко спрятано за покорностью или показным оптимизмом. И тогда бывает очень непросто усмотреть, что за всеми этими претензиями, странным тщеславием, враждебными отношениями скрывается человеческое существо, которое страдает и ощущает себя навсегда отлученным от всего того, что делает жизнь привлекательной, которое знает, что даже если достигает желаемого, все равно не сможет получить от этого удовольствия. Человек, для которого закрыта всякая возможность счастья, должен был бы быть настоящим ангелом, если бы не испытывал ненависти к миру, принадлежать которому он не может».
ДЕНЬ 3

Эти 10 "заветных желаний" близки и понятны многим. Почему же они невротические? Эти потребности на самом деле невозможно удовлетворить, какие-то из этих ценностей очень зыбкие, а какие-то вовсе не достижимы, и потому тревога будет возникать снова и снова. Претворение "идеальной картинки" в жизнь все равно не принесёт состояния удовлетворения и счастья, а тревога будет усиливаться.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут» (Horney, 1937, р. 97).

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке» (Horney, 1937, р. 99).

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям — они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет» (Horney, 1973, р. 98).

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви» (Horney, 1942, р. 39). Таким образом, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.


Глубинные убеждения, правила и компенсаторные стратегии – гости из прошлого, формирующие настоящее, причем, часто оказывая влияние негативное, искажающее объективную реальность, парализуя творческий потенциал личности.
З А Д А Н И Е

Определите какие дисфункциональные убеждения лежат в основе вашей личности?

Выполните упражнение письменно.

Определите какими "правилами" вы руководствуетесь?

Выполните упражнение письменно.

Определите какую компенсаторную стратегию и какой тип ориентации на людей вы используете?

Выполните упражнение письменно. Отметьте избыточную потребность, составляющую основу компенсаторной стратегии.

С помощью приведенного бланка оспорьте дисфункциональное убеждение.

Дисфункциональное убеждение - убеждение мешающее достижению терминальных ценностей. Выполните упражнение письменно.

С помощью приведенного бланка оспорьте дисфункциональное правило.

Дисфункциональное правило - правило мешающее достижению терминальных ценностей. Выполните упражнение письменно.