ДЕНЬ 1

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ "ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИИЕВ"

Согласно теории транзактного анализа, каждый из нас имеет свой собственный жизненный сценарий, который определяет наше отношение к событиям в жизни. Этот сценарий может быть как позитивным, так и негативным, и часто формируется ещё в детстве.

Если у вас возникает ощущение, что ваша личная история постоянно повторяется, возможно, это связано с вашим жизненным сценарием. Изучение закономерностей в вашей жизни может помочь вам раскрыть свои скрытые убеждения и поведенческие шаблоны.

Если вы обнаружите деструктивные темы в своем сценарии, как, например, "Люди всегда бросают меня" или "Я не заслуживаю этого", то это может быть признаком необходимости изменений в вашем мышлении и действиях.
Понимание своего жизненного сценария может помочь вам осознать его влияние на вашу жизнь и начать делать более позитивные выборы.
«Сценарии – это искусственные системы, ограничивающие спонтанные и творческие человеческие стремления, точно так же, как игры - это искусственные структуры, ограничивающие спонтанную и творческую близость».
Исследование влияния детских впечатлений на поведение взрослых является ключевым в различных областях психологии, включая транзактный анализ. Важной особенностью сценарного анализа в транзактном анализе является идея о том, что дети разрабатывают план своей жизни, а не просто формируют свои взгляды. Этот план представляет собой драму с определенным началом, серединой и концом.

Эрик Берн и его коллеги впервые разработали теорию сценария жизни в 60-х годах ХХ века. Он определил сценарий жизни как "бессознательный жизненный план". Впоследствии он уточнил это определение, сказав, что план жизни формируется в детстве, поддерживается родителями и достигает пика при выборе пути.

Сценарий жизни заканчивается "Расплатой за сценарий", когда человек неосознанно выбирает поведение, которое приведет к исполнению его сценария. Однако важно помнить, что человек сам выбирает свой план жизни, основываясь на детских опытах. Даже в одинаковых условиях дети могут разработать разные сценарии жизни. Например, два брата услышали от матери: "Вы оба попадете в психушку!" Один стал пациентом психиатрической лечебницы, а другой – психиатром.

ДЕНЬ 2

В рамках сценарного анализа термин "решение" приобретает особое значение, отличное от традиционного определения. Ребенок формирует свое сценарное поведение, принимая решения интуитивно, без глубокого обдумывания, что является отличительной чертой сценарного процесса у взрослых. Первые решения формируются на основе эмоций и принимаются в раннем детстве до начала речи. Они также зависят от стратегий проверки реальности, которые применяют взрослые.

Родители оказывают сильное влияние на формирование сценария у ребенка, хотя не могут напрямую вмешиваться в процесс принятия решений. С самого начала жизни они передают детям различные сообщения, на основе которых формируются их представления о мире. Эти послания могут быть как вербальными, так и невербальными, и являются основой для принятия ключевых решений в сценарии.

Во взрослой жизни воспоминания о детстве могут быть воспроизведены через сны и фантазии. Пока сценарий не раскрыт, человек не осознает принятые им решения в детстве, но возможно, продолжает их влияние на свое поведение.

Как писал Эрик Берн, часто люди искажают реальность так, чтобы подтвердить свои сценарные решения. Именно эго-состояние Ребенка заставляет нас воспринимать угрозы миру как препятствия на пути к удовлетворению наших потребностей и даже угрозы для нашего существования.

Детские решения, принимаемые на столь раннем этапе, имеют свою цель и глубокий смысл. Сценарные решения формируются в соответствии с эмоциями и способами тестирования реальности ребенка. Они служат наилучшей стратегией выживания в мире, который может казаться враждебным и угрожающим. Без тщательного обдумывания, без слов, ребенок формирует свое представление о себе и мире, опираясь на послания, которые он получает от родителей. Сценарные решения и воспоминания о них могут проявляться в сновидениях и фантазиях, и только расшифровав их, можно понять, какие решения были приняты в детстве и как они отразились на поведении взрослого.

Зачем принимаются эти далеко идущие детские решения? Какова цель возникновения сценариев? Ответ кроется в двух ключевых особенностях формирования сценария:

Во-первых, сценарные решения представляют собой оптимальную стратегию ребенка для выживания в мире, который ему часто кажется враждебным и даже угрожающим.

Во-вторых, сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.
«Сценарии возможны только потому, что люди не знают, что они делают с собой и с другими. Фактически, знание того, что вы делаете, противоположно следованию сценарию».
ДЕНЬ 3

В процессе формирования сценария ребенок находится в постоянном состоянии подавленности. Он воспринимает родителей как непобедимых. Для него их власть связана с жизнью и смертью, а затем с удовлетворением или неудовлетворением своих потребностей.

Следовательно, ребенок выбирает стратегии, чтобы остаться в живых и удовлетворить свои потребности наиболее полно.

Мышление и эмоции у ребенка отличаются от взрослого человека. Сценарные решения принимаются с учетом особенностей мышления и чувств ребенка.

Мир эмоций ребенка насыщен гневом, страхом, ужасом и радостью. Ребенок принимает свои первоначальные решения, реагируя на эти интенсивные чувства. Поэтому неудивительно, что эти решения могут быть экстремальными. Например, ребенок, который должен быть прооперирован, может воспринимать эту ситуацию как ужасную катастрофу. Страх, горечь от отсутствия матери и гнев за то, что она допустила это произойти, могут привести к мысли: "Они хотят убить меня. Мама согласилась на это, значит, и она хочет убить меня. Я лучше убью их всех их до того, как они доберутся до меня".

Согласно логике развития ребенка, важно начинать с частного и двигаться к общему. Например, если мама не всегда отвечает на потребности ребенка, он может сделать вывод, что нельзя доверять людям в целом или даже женщинам. Девочка в возрасте 4-5 лет может быть обижена на отца за изменения в его внимании и заботе. Маленькие дети не могут различить между потребностями и действиями, поэтому могут чувствовать себя виноватыми за что-то, чего на самом деле не сделали. Взрослые иногда продолжают следовать стратегиям, которые были сформированы в детстве, даже если они уже не эффективны. Важно понимать, что человек сам несет ответственность за свои решения и имеет возможность изменить свои паттерны поведения на более здоровые.
«Сценарий подталкивает каждого человека повторять одни и те же модели поведения снова и снова, независимо от того, насколько он сожалеет о последствиях».
ДЕНЬ 4

В раннем детстве формируется наш личностный сценарий, который мы склонны принимать и проживать, по мнению Э. Берна, в роли Победителя, Побежденного или Не-победителя. Важно понимать, что дети принимают сценарные решения исходя из своего восприятия мира, которое может отличаться от взрослых.

Родители могут передавать сценарные послания в виде прямых указаний или оценочных высказываний. Приказы типа "Быстрее!", "Не капризничай!" могут оказывать большое влияние, особенно если повторяются. Оценки типа "Ты глупый!" или "Ты хорошо читаешь!" также могут сильно влиять на формирование личностного сценария.

Важно помнить, что ребенок воспринимает эти послания как факты, особенно если слышит их от родителей в его присутствии. Поэтому, важно быть внимательными к тому, какие послания мы передаем детям, так как они могут повлиять на их будущее.


В ходе своей практики в качестве психотерапевтов Боб и Мери Гулдинг выявили, что основой ранних негативных решений людей являются 12 постоянно повторяющихся тем. Они создали список из 12 приказаний, которые стали основой исследования. Важно помнить, что названия приказаний лишь символичны и условны для удобства анализа сценария. Фактически приказания передаются ребенку в основном через невербальное воздействие.

Сценарии выявляются исходя из главенствующего эго-состояния и родительских приказаний.

Основной момент в психотерапии – возвращение клиента к моменту принятия архаического решения и изменение его.

Необходимо отметить наличие контрприказаний, которые содержат приказы о том, что следует или не следует делать, а также суждения о людях и жизни.

Контрприказания являются сообщениями от эго-состояния Родителя к эго-состоянию ребёнка. Они формируют контрсценарий, который обычно используется в позитивном контексте для обеспечения удобства и безопасности. Однако многие люди могут применять контрсценарий в негативном ключе.

Контрсценарий представляет собой последовательность действий, направленных на "избавление" от основного сценария. Эрик Берн сравнивал контрсценарий с "снятием проклятия злой ведьмы".

Пять следующих приказаний играют особую роль в контрсценарии:

«Будь лучшим!»

«Будь сильным!»

«Старайся!»

«Радуй (других)!»

«Спеши!»

Эти послания получили название драйвер. Термин «Драйвер» (возбудитель, привод) используется потому, что ребенок чувствует необходимость следовать этим приказаниям. Он считает, что до тех пор, пока он следует "драйверу", он "о’кей". Все люди имеют в своих контрсценариях эти пять посланий, хотя и в различной пропорции.

Необходима работа со сценарием, чтобы дать возможность прожить самостоятельную жизнь, а не оставаться прикованными к детским ранним планам, даже если эти планы предполагают сценарий "победителя".
«Жизненный сценарий – почти то же самое, что судьба. Разница лишь в том, что богов греческой трагедии в нем заменяют отец и мать человека, перед запретами которых он бессилен и чьим предписаниям он слепо следует всю свою жизнь, несмотря на то что они подталкивают его к саморазрушению».
З А Д А Н И Е

Определите актуальные деструктивные темы вашего жизненного сценария.

Пользуясь приведенными 6-ю примерами.

С помощью списка "12-ти приказаний" найдите "запрет" актуальный для вас.

Вероятно, такой запрет будет не один.

Определите ваш "драйвер".

 

Определить цель-стратегию для ведущей личностной адаптации

Пройдите 3-й тест диагностики личностного профиля: "Личностная адаптация". Определите цель-стратегию с помощью приведенного ниже материала.
ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ – это стиль чувств, мыслей и поведения, развившийся в результате врожденной предрасположенности и раннего детского опыта - является фундаментом жизненного сценария.

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ:

1. Творческие мечтатели.
2. Блистящие скептики.
3. Очаровывающие манипуляторы.

Согласно теории, у каждого из нас существует по крайней мере одна адаптация для выживания, которая формируется до двух лет. Если доверие к окружающим нас людям подорвано (родители не способны адекватно заботиться о нас из-за перегрузки, не замечают наших потребностей или непоследовательны в заботе), мы вынуждены определить, как справляться с ситуацией сами. Мы принимаем решение:

1. Отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем.
2. Критиковать или атаковать, чтобы справиться с любой угрозой, скептически наблюдать и приходить к резким заключениям о других.
3. Маневрировать с помощью нашего быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть.

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОДОБРЕНИЯ:

1. Игривые сопротивленцы.
2. Ответственные работоголики.
3. Сверхреагирующие энтузиасты.

В нормальных условиях нашей повседневной жизни мы в основном действуем согласно нашим привычкам и решениям, принятым в детстве между двумя и шестью годами. Эти решения связаны с тем, как мы получали одобрение от родителей, как они обращались с нами. Таким образом, наше поведение в значительной степени определяется нашими опытом и воспоминаниями из детства. Мы можем решить:

1. Бороться, сопротивляться, избавиться от давления и плыть по течению без четкого жизненного плана или цели.
2. Работать, производить, достигать, создавать, организовывать и изнурять себя.
3. Стараться порадовать и восхитить других, действуя скорее исходя из наших эмоций, чем из ясного мышления.


«ТВОРЧЕСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ»

Творческим мечтателям следует освоить навык самоухода, ощущать свою живость. Важно вернуть свои эмоции и потребности. Они могут оберегать и защищать себя так же, как делают это по отношению к другим, и при этом это не будет "слишком много". Абсолютно нормально, что у них есть эмоции, потребности и ожидания, и что их уважают. Когда они четко определяют свое положение и защищают себя, они прогрессируют и чувствуют себя лучше.

«БЛЕСТЯЩИЙ СКЕПТИК»

Блестящим скептикам следует освоить искусство доверия. После этого они перестают быть критиками и агрессивно нападать на окружающих. Они начинают ощущать поддержку и уверенность, осознавая, что их подозрения часто не имеют оснований. Это помогает им разобраться в своих параноидальных фантазиях о других людях. Когда они узнают правду и осознают, почему раньше ошибались, они становятся менее подозрительными. Для них важно почувствовать себя в безопасности, чтобы быть более открытыми к своим эмоциям. Также им важно понять, что они могут снизить контроль и расслабиться, получая больше удовольствия от жизни, сохраняя ответственность за свои поступки.

«ОЧАРОВЫВАЮЩИЙ МАНИПУЛЯТОР»

Очаровывающим манипуляторам следует осознать, что необходимо быть искренними. Важно учитывать интересы других, находить компромиссы во взаимодействии с коллегами, уважая их собственные потребности, а не обманывать их. По причине недоверия к другим, они тратят много энергии на манипуляции, вместо того чтобы просто попросить помощи, когда это необходимо.

«ИГРИВЫЙ СОПРОТИВЛЕНЕЦ»

Для игривых сопротивленцев важно осознать, что жизнь не просто черно-белая, а полна разных оттенков. У них есть множество возможностей, чтобы не тратить энергию на бесполезные битвы. Они должны осознать свою ценность, понимая, что никто не пытается их сломить. Важно находить в себе спокойствие, чувствуя себя в безопасности и вступая в контакт со своими эмоциями, утомленными постоянной борьбой.

«ОТВЕТСТВЕННЫЙ РАБОТОГОЛИК»

Ответственным работоголикам следует осознать, что они не обязаны быть идеальными, допускать ошибки и при этом оставаться успешными, принимая, что другие все равно будут поддерживать их. Выбор между работой и самим собой – их главное противоречие. Важно понять, что они могут позволить себе отдых, не переутомляться. Необходимо успокоить внутреннюю тревогу и научиться искусству просто существовать.

«СВЕРХРЕАГИРУЮЩИЙ ЭНТУЗИАСТ»

Сверхреагирующим энтузиастам следует осознать, что они способны остановиться и проанализировать ситуацию, что эмоции не всегда соответствуют реальности, и что они могут научиться управлять своим гневом (который часто подавляется), ощутить свою собственную силу. Они должны осознать, что избегание конфликтов не приводит к пользе, и что они могут защищать свои интересы, удовлетворять свои потребности, а не только удовлетворять чьи-то еще. Важно знать, что они могут быть и любимыми, и умными (компетентными).
Книготерапия: