ДЕНЬ 1
ФУНКЦИАНАЛЬНЫЙ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ "ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИИЕВ"

У вас когда-нибудь возникало ощущение, что ваша личная история постоянно повторяется?
Согласно психологии транзактного анализа, у каждого из нас есть жизненный сценарий или схема – осознаем мы это или нет. Жизненный сценарий – это еще один способ описания значения, которое мы придаем событиям, происходящим с нами. В зависимости от нашего конкретного сценария мы можем интерпретировать событие по-разному.

Жизнь человека может идти по нескольким сценариям, которые были заложены ещё в раннем детстве. Понимание нашего конкретного сценария может помочь увидеть его влияние на наши мысли, а также помочь придумать более позитивные действия.

Ваш жизненный сценарий индивидуален, но многие следуют «общими схемами». Чтобы раскрыть свой собственный жизненный сценарий, полезно изучить закономерности в вашей жизни, особенно если вы подозреваете, что в вашем сценарии есть деструктивные темы, например:

1. "Люди всегда бросают меня".
2. "Я всегда ставлю других людей на первое место".
3. "Я недостаточно хорош".
4. "Я не могу сделать это сам".
5. "Плохие вещи случаются со мной чаще, чем с другими людьми".
6. "Я заслуживаю этого".
«Сценарии – это искусственные системы, ограничивающие спонтанные и творческие человеческие стремления, точно так же, как игры - это искусственные структуры, ограничивающие спонтанную и творческую близость».
Мысль о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на модели поведения взрослых людей, является центральной не только в транзактном анализе, но и во многих других направлениях в психологии. Отличительной особенностью сценарного анализа в транзактном анализе является идея о том, что ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. В соответствии с теорией, этот план жизни составляется в форме драмы, имеющей четко обозначенное начало, середину и конец.

Впервые теория сценария жизни была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Штайнером, в середине 60х годов ХХ в.

В работе «принципы группового лечения» Берн определил сценарий жизни как «бессознательный жизненный план». Позднее, в книге «Что вы делаете после того, как говорите: Здравствуйте?» он дал более полное определение: "План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Другой отличительной чертой теории сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». При написании ребенком драмы своей жизни финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене.

В теории сценария заключительная сцена получила название «Расплаты за сценарий». При проигрывании человеком собственного сценария, он бессознательно избирает поведение, которое приблизит его к расплате за сценарий.

Но не стоит воспринимать человека в данном случае как безвинную жертву обстоятельств, каковой он предстает перед нами исходя из сказанного выше. Берн определил сценарий, как «план жизни, составленный в детстве». Это свидетельствует о том, что ребенок сам принимает решение о своем плане жизни, выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно различные планы своей жизни. В этой связи небезынтересен приводимый Эриком Берном случай. Двоим братьям мать сказала: «Вы оба попадете в психушку!» В последствии один из братьев стал хроническим больным в психиатрической лечебнице, а другой – психиатром.

ДЕНЬ 2

В теории сценарного анализа термин «решение» используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребенок принимает решения о своем сценарии без тщательного обдумывания, что свойственно принятию решений взрослыми людьми. Самые ранние решения появляются в результате чувств и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Решения также зависят от различных способов тестирования реальности, которые используют взрослые люди.

Хотя родители не могут заставить ребенка принять какие-либо решения, они, тем не менее, оказывают на них сильное влияние. С первых дней жизни ребенка родители передают ему какие-то послания, на основе которых ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Сценарные послания могут быть как вербальными, так и невербальными. При этом они образуют основное содержание, в соответствии с которым ребенок и принимает главные решения в своем сценарии.

Во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о раннем детстве с помощью снов и фантазий. До тех пор, пока не расшифрован его сценарий, он не осознает решения, которое принял в раннем детстве, хотя, возможно, и проживает его в своем поведении.

Когда Берн писал о том, что сценарий «оправдывается ходом событий», ему следовало бы заключить слово «оправдывается» в кавычки. В соответствии с собственной компетенцией люди часто интерпретируют реальность с тем, чтобы им казалось, что она оправдывает их сценарные решения. Это происходит потому, что в эго-состоянии Ребенка любая угроза сценарному представлению о мире воспринимается как препятствие в удовлетворении потребностей и даже как угроза самому существованию.

Зачем же принимаются эти далеко идущие детские решения. Какова цель возникновения сценариев? Ответ лежит в двух важнейших особенностях формирования сценария:

1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.

В теории сценарного анализа термин «решение» используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребенок принимает решения о своем сценарии без тщательного обдумывания, что свойственно принятию решений взрослыми людьми. Самые ранние решения появляются в результате чувств и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Решения также зависят от различных способов тестирования реальности, которые используют взрослые люди.

Хотя родители не могут заставить ребенка принять какие-либо решения, они, тем не менее, оказывают на них сильное влияние. С первых дней жизни ребенка родители передают ему какие-то послания, на основе которых ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Сценарные послания могут быть как вербальными, так и невербальными. При этом они образуют основное содержание, в соответствии с которым ребенок и принимает главные решения в своем сценарии.

Во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о раннем детстве с помощью снов и фантазий. До тех пор, пока не расшифрован его сценарий, он не осознает решения, которое принял в раннем детстве, хотя, возможно, и проживает его в своем поведении.

Когда Берн писал о том, что сценарий «оправдывается ходом событий», ему следовало бы заключить слово «оправдывается» в кавычки. В соответствии с собственной компетенцией люди часто интерпретируют реальность с тем, чтобы им казалось, что она оправдывает их сценарные решения. Это происходит потому, что в эго-состоянии Ребенка любая угроза сценарному представлению о мире воспринимается как препятствие в удовлетворении потребностей и даже как угроза самому существованию.

Зачем же принимаются эти далеко идущие детские решения. Какова цель возникновения сценариев? Ответ лежит в двух важнейших особенностях формирования сценария:

1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.
«Сценарии возможны только потому, что люди не знают, что они делают с собой и с другими. Фактически, знание того, что вы делаете, противоположно следованию сценарию».
ДЕНЬ 3

В течение всего времени формирования сценария, ребенок постоянно находится в приниженном положении. Он воспринимает родителей всемогущими. Для ребенка это могущество связано с жизнью или смертью, а позднее с возможностью удовлетворять или не удовлетворять свои потребности.

В соответствии с этим ребенок избирает стратегии с целью остаться живым и как можно более полно удовлетворить свои потребности.

Ребенок мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции он также испытывает по-другому. Сценарные решения принимаются в соответствии с особенностями мышления и чувствами ребенка.

Мир эмоций ребенка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребенок принимает свои ранние решения при реагировании на эти интенсивные чувства. Поэтому неудивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер. Например, ребенку необходимо лечь в больницу на операцию. Подобные вещи неприятны даже взрослому человеку, однако ребенок может воспринять это как ужасную катастрофу. Вместе со страхом он испытывает чувство горечи и печали оттого, что мамы нет вместе с ним и, возможно, она никогда больше не придет к нему. При этом его переполняет гнев от того, что мама позволила этому случиться с ним, и может решить следующее: «Эти люди хотят убить меня. Мама допустила это, поэтому она тоже хочет убить меня. Прежде, чем они доберутся до меня, я лучше их всех убью сам».

По логике ребенка необходимо идти от частного к общему. Например, мама ребенка редко реагирует на его требования. Возможно, она иногда и приходит к нему, когда тот плачет, однако, в других случаях игнорирует его. При этом ребенок не просто делает вывод о том, что «маме доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям нельзя доверять» или, возможно, «женщинам нельзя доверять». Девочка 4х-5ти лет может сердиться на отца за то, что он перестал оказывать ей свое внимание и заботу, на которую был так щедр, кода она была младенцем. Поэтому она может решить не просто «я рассержена на отца», а «я рассержена на всех мужчин».

Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребенок может чувствовать: «я хочу убить этого нового ребенка, который получает всё внимание!». Для него это равнозначно фразе: «я убил этого нового ребенка». Затем он может заключить: «так, как я убийца, я плохой и ужасный». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал.

Стратегии, которые люди вырабатывают, будучи детьми, являлись наилучшим способом для выживания и достижения того, чего они хотят от мира, который мог оказаться для них враждебным. Но, будучи взрослыми люди, продолжают следовать этим паттернам, иногда даже в случаях их неэффективности и даже причинения боли. Именно сам человек несет ответственность за принятое им когда-то решение. А это значит, что это решение он может впоследствии изменить. Таким образом, люди могут изменяться сами и изменять свои паттерны поведения на более адекватные, что означает выход из сценария.
«Сценарий подталкивает каждого человека повторять одни и те же модели поведения снова и снова, независимо от того, насколько он сожалеет о последствиях».
ДЕНЬ 4

Составив в детском возрасте свой сценарий, мы склонны в дальнейшем следовать ему и проживать его, по крайней мере, в течение какой-то части нашей взрослой жизни. При этом, по мнению Э. Берна проживать его возможно в роли Победителя, Побежденного (Жертвы) и Не-победителя (Банальный).

Важно помнить, что ребенок принимает сценарные решения в соответствии со своим собственным восприятием окружающего мира. Это восприятие основывается на особенностях восприятия ребенка и его способах тестирования реальности. Следовательно послания, которые ребенок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.

Вербальные сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «Не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Быстрей! Не капризничай! Если вначале у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще!» Большинство родителей буквально забрасывают своих детей подобными приказами. Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются, а также сопровождающих их невербальных сигналов.

В других случаях ребенку могут говорить не то, что он должен делать, а то, кем он является. Такие послания называются оценочными. «Ты глупый!», «Моя маленькая девочка!», «Ты ничего не добьешься!», «Ты кончишь в тюрьме!», «Ты хорошо читаешь!». Все это – примеры оценок, которые напрямую говорят ребенку. Их содержание может быть позитивным или негативным, и как всегда, их сила как сценарных посланий будет зависеть от сопровождающих их невербальных сигналов. Иногда оценки могут передаваться косвенным образом, например, когда родитель говорит с кем-то о своем ребенке в его присутствии или зная, что это станет известно ребенку. «Это – спокойный ребенок», «Она беспокоит нас, потому что очень капризная». Подобные косвенные оценки ребенок скорее всего воспримет как сильные сценарные послания, так как считает, что именно родители определяют реальность. Когда ребенок слышит, как его родители говорят о нем с другими людьми, они принимают это как само собой разумеющееся и считают сказанное неоспоримым фактом.


В своей деятельности в качестве терапевтов Боб и Мери Гулдинг обнаружили, что в основе ранних негативных решений людей лежат 12 постоянно повторяющихся тем. Они составили список, состоящий из 12-ти приказаний (предписаний / запретов). Необходимо помнить, что названия приказаний являются лишь вербальным обозначением, условно принятым для удобства анализа сценария. На самом деле приказания передаются ребенку в основном невербально.

Сценарии выявляются исходя из главенствующего эго-состояния и родительских приказаний.

Основной момент в психотерапии – возвращение клиента к моменту принятия архаического решения и изменение его.

Следует также сказать, что существуют так называемые контрприказания, которые состоят из приказов (команд) о том, что надо или нельзя делать, а также суждений о людях и жизни.

Контрприказания -  послания от эго-состояния Родителя мамы и папы к эго-состоянию Родителя ребёнка. Например: «Будь хорошим!»; «Не будь капризным!»; «Ты должен много работать!»; «Чужое брать – не хорошо!» Контрприказания формируют контрсценарий, который большую часть времени используется в позитивном плане, когда мы заботимся о себе и комфортно чувствуем себя в обществе: здесь, например, заложена информация о том, что не стоит за столом бросать объедки за спину или совать руки в огонь. Тем не менее, многие люди имеют в контрсценарии ряд посланий, которые они решили использовать в негативном плане.

Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы».

Пять следующих приказаний играют особую роль в контрсценарии:

«Будь лучшим!»

«Будь сильным!»

«Старайся!»

«Радуй (других)!»

«Спеши!»

эти послания получили название "драйвер". Термин «Драйвер» (возбудитель, привод) используется потому, что ребенок чувствует необходимость следовать этим приказаниям. Он считает, что до тех пор, пока он следует "драйверу", он "о’кей". Все люди имеют в своих контрсценариях эти пять посланий, хотя и в различной пропорции.

Работа со сценарием необходима, чтобы дать себе возможность прожить самостоятельную жизнь, а не быть прикованными к детским ранним планам, пусть даже эти планы предполагают сценарий "победителя".
«Жизненный сценарий – почти то же самое, что судьба. Разница лишь в том, что богов греческой трагедии в нем заменяют отец и мать человека, перед запретами которых он бессилен и чьим предписаниям он слепо следует всю свою жизнь, несмотря на то что они подталкивают его к саморазрушению».
З А Д А Н И Е

Определите актуальные деструктивные темы вашего жизненного сценария.

Пользуясь приведенными 6-ю примерами.

С помощью списка "12-ти приказаний" найдите "запрет" актуальный для вас.

Вероятно, такой запрет будет не один.

Определите ваш "драйвер".

 

Определить цель-стратегию для ведущей личностной адаптации

Пройдите 3-й тест диагностики личностного профиля: "Личностная адаптпция". Определите цель-стратегию с помощью приведенного ниже материала.
ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ – это стиль чувств, мыслей и поведения, развившийся в результате врожденной предрасположенности и раннего детского опыта - является фундаментом жизненного сценария.

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ:

1. Творческие мечтатели.
2. Блистящие скептики.
3. Очаровывающие манипуляторы.

Согласно теории у каждого из нас есть по крайней мере одна адаптация для выживания, которая формируется до двух лет. Если доверие к окружению подорвано (родители не могут о нас адекватно позаботиться, так как они перегружены, не замечают наших потребностей или непоследовательны в заботе о нас), мы определяем, как будем справляться с ситуацией одни. Мы решаем:

1. Отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем.
2. Критиковать или атаковать, чтобы справиться с любой угрозой, скептически наблюдать и приходить к резким заключениям о других.
3. Маневрировать с помощью нашего быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть.

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОДОБРЕНИЯ:

1. Игривые сопротивленцы.
2. Ответственные работоголики.
3. Сверхреагирующие энтузиасты.

При менее стрессовых обстоятельствах обычной повседневной жизни мы стремимся действовать в основном исходя из наших адаптаций для одобрения – решений, принятых нами между двумя и шестью годами. Эти решения связаны с нашими способами получать родительское одобрение, с нашими реакциями на то, как родители вели себя с нами (чрезмерно контролировали, хвалили наши достижения или восхищались проявлениями наших эмоций). Мы можем решить:

1. Бороться, сопротивляться, избавиться от давления и плыть по течению без четкого жизненного плана или цели.
2. Работать, производить, достигать, создавать, организовывать и изнурять себя.
3. Стараться порадовать и восхитить других, действуя скорее исходя из наших эмоций, чем из ясного мышления.


«ТВОРЧЕСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ»

Творческим мечтателям нужно научиться заботиться о себе, чувствовать себя живыми. Им необходимо вернуть свои чувства и потребности. Они могут помогать себе и защищать себя так, как они это делают по отношению к другим, и их все еще не будет «слишком много». Совершенно нормально то, что у них есть чувства, потребности и ожидания, и то, что другие будут с ними считаться. Когда они ясно обдумывают свою ситуацию и отстаивают себя, они продвигаются в жизни и чувствуют себя лучше.

«БЛЕСТЯЩИЙ СКЕПТИК»

Блестящим скептикам нужно научиться доверию. Когда они это сделают, они перестают критиковать и нападать на других. Они начинают чувствовать безопасность и поддержку и понимают, что их подозрения часто необоснованные. Это помогает им проверять свои параноидные фантазии о других. Когда они обнаруживают, что истинно, и понимают, почему они раньше думали иначе, они становятся менее подозрительными. Им нужно почувствовать себя в безопасности, чтобы войти в контакт со своими чувствами. Кроме того, им нужно понять, что они могут ослабить контроль, чтобы расслабиться и получать больше радости от жизни, и при этом они будут продолжать отвечать за свои поступки.

«ОЧАРОВЫВАЮЩИЙ МАНИПУЛЯТОР»

Очаровывающим манипуляторам нужно научиться быть настоящими. Им необходимо учитывать других, научиться удовлетворять свои потребности в сотрудничестве с другими людьми, удовлетворяющими свои, а не дурачить всех. Так как они не верят, что другие захотят что-то для них сделать, они тратят огромное количество энергии на манипуляции тогда, когда достаточно просто попросить о том, что им нужно.

«ИГРИВЫЙ СОПРОТИВЛЕНЕЦ»

Игривым сопротивленцам нужно научиться отказываться от бесплодной борьбы, понять, что всё в жизни не делится на белое и черное, правильное и неправильное, в их распоряжении множество вариантов. Также им нужно понять, что они хороши сами по себе и все вовсе не пытаются их сломить. Они смогут расслабиться, если почувствуют себя в безопасности, войдут в контакт со своими чувствами (изнуренными от постоянной борьбы).

«ОТВЕТСТВЕННЫЙ РАБОТОГОЛИК»

Ответственным работоголикам нужно понять, что они не обязаны быть совершенными, они могут делать ошибки и при этом продолжать быть успешными в жизни, и другие все равно захотят быть с ними рядом. Делать или быть – их основная дилемма. Очень важно понять, что они могут позволять себе отдыхать, а не уработаться насмерть. Им нужно успокаивать свою внутреннюю тревогу и обучиться прекрасному искусству просто быть.

«СВЕРХРЕАГИРУЮЩИЙ ЭНТУЗИАСТ»

Сверхреагирующим энтузиастам нужно понять, что они могут остановиться и подумать над ситуацией, что чувства отличаются от фактов и что они могут войти в контакт со своим гневом (который обычно подавляется) и почувствовать свою личностную силу. Им также нужно понять, что убегание из ситуации не приносит им пользу и что они могут отстоять себя так, чтобы их потребности были удовлетворены, а не только удовлетворять потребности других. Им нужно знать, что они могут быть одновременно и любимыми, и думающими (компетентными).
Книготерапия: