12 ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРИКАЗАНИЙ

1. Не живи

Следствия, которые несет за собой намерение человека покончить жизнь самоубийством, включают в себя чувства ущербности, ненужности и отчужденности.

Отдавая ребенку приказ "Не живи", родители, вероятно, действуют из-за своего собственного эго-состояния. В некоторых случаях подобное поведение родителей может быть связано с оскорблениями физическими или вербальными, а в других - с открытым передачей послания "Не живи".

В анализе сценария часто обнаруживается приказание "Не живи". Хотя это может показаться странным из-за связи смерти, важно помнить, что ребенок легко может ощутить угрозу смерти из-за поведения родителей. Ребенок не может отличить поступки от желаний, и поэтому он может решить, что заслуживает смерти.

Некоторые дети могут решить, что они причинили боль матери, и заслуживают наказания. Однако, несмотря на приказание "Умри", большинство людей делают все возможное, чтобы остаться в живых и принимают решения, например, "Я буду жить, пока я...".

2. Не будь самим собой

Данное явление часто наблюдается в семейных отношениях, когда родители проецируют свои собственные ожидания на ребенка. Они могут отдавать приказания, основанные на их идеальном образе ребенка, игнорируя его индивидуальность. Часто через ребенка выражается недовольство супругом или другими родственниками, что может привести к ощущению неполноценности.

3. Не будь ребенком

Обнаруженный запрет является характерным для родителей, которые сами чувствуют себя как дети и имеют строгих, решительных родителей в своем прошлом. Такие родители живут в мире своих эмоций и чувств, что зачастую приводит к конфликтам, изменам и другим неразумным поступкам. В результате, ребенок может начать чувствовать себя виноватым и виноватым за всё, что происходит в семье, что влияет на его способность радоваться, выражать эмоции и получать удовольствие от игры. В своих высказываниях родители подчеркивают запрет фразами вроде: "Ты уже взрослый, чтобы...", "Не будь ребенком!", "Ты что, маленький!".

4. Не расти (Не будь привлекательной)

Родители, которые устанавливают такие запреты, обладают контролем над своими эмоциями и действиями. Они имеют сильное чувство своей родительской роли и рассматривают любую активность со стороны ребенка как угрозу своей идентичности. Фразы вроде "Ты еще маленький", "Когда ты подрастешь...", "Это только для взрослых" часто сопровождают их запреты. Наше исследование показало, что такие запреты чаще всего характерны для матерей, воспитывающих сыновей в одиночку, а также для родителей, у которых дети появились поздно, и для младших детей в семье. Этот запрет играет важную роль в процессе взросления, ограничивая детские желания, фантазии, выражение эмоций и чувств, а также усиливая страх перед принятием решений, ответственностью и социальными препятствиями.

5. Не делай успехов

Подобный запрет характерен для родителей, обладающих сложным, компромиссным путем к успеху, либо не достигших своей цели, несмотря на все усилия и затраты, создавая таким образом "порочный круг" своего успеха. Чаще всего такие родители невербально демонстрируют свое недовольство, выражая: "Куда ты лезешь!" Наиболее экстремальной ситуацией является участие в конкурсе или экзамене, когда напряжение достигает предельных масштабов. Ребенок оказывается в сложных психологических условиях, где все подчинено лишь цели, игнорируя его собственные желания и возможности. В некоторых случаях ситуация может выйти из-под контроля, не предоставляя других вариантов решения.

6. Не делай (Ничего не делай)

Этот запрет связан с отрицательным родительским опытом и желанием защитить своих детей от подобных ошибок. В общении с ними такие родители контролируют каждое действие, сами все делают за них и очень требовательны. Однако, в других ситуациях они колеблются, не могут принять решение и часто уходят или ничего не делают.

7. Не будь первым (Не будь лидером, Не высовывайся)

Родители, когда передают подобные послания своим детям, постоянно повторяют: "Соблюдай скромность", "Не выделяйся", "Не забудь, что тебя видят все!" Их невербальное поведение также утверждает идею: "Не пытайся быть первым, это не принесет ничего хорошего". Во время нашего исследования мы обнаружили, что родители детей с невротическими нарушениями, передающие подобные запреты, стремятся к лидерской позиции. Их поведение говорит ребенку: "Я буду терпеть тебя, пока ты не осознаешь, что ты и твои желания не имеют значения здесь". Любовь и защита ребенка обеспечивается лишь в том случае, если он отказывается от своих лидерских качеств.

8. Не принадлежи

Данный запрет отражает несостоятельность в принятии законов единства общества, в постоянном подчеркивании своей уникальности, с огромными затратами на объяснения. К словам родителей прибавляется: "Ты не способен на это, потому что ты...". Ограничение в принадлежности может отделить не только личность от общества, но и профессию, национальность, класс от всего остального. "Что ты делаешь, имея такого отца...", "Не забывай, кем ты являешься!" Внешне это проявляется у родителей через нарушения навыков общения, изоляцию и недовольство окружающими. Создавая запрет на принадлежность у своих детей, родители убеждают себя в постоянстве личности ребенка. "Ты такой упрямый, как все израильтяне". Часто передавая этот запрет, родители превращают своего ребенка в "козла отпущения" или возлагают на него свое чувство одиночества.

9. Не будь близким; (Не будь эмоционально близким)

Этот запрет можно интерпретировать как приказ "Сохраняйте расстояние!" Он возникает из-за недостатка внимания родителей к своему ребенку из-за занятости работой, карьерой, здоровьем и постоянными командировками. Дети могут воспринимать этот запрет как признак того, что родители умерли. Такие родители могут проявлять подозрительность, жестокость, оскорблять, обманывать или использовать детей в своих целях. Если ребенку постоянно отказывают в общении или манипулируют им, то он может создать запрет на близость, чтобы избежать боли от отказа.

10. Не чувствуй себя хорошо (Не будь здоровым)

Это может быть как осознанным, так и бессознательным поведением. Многие родители ищут физические или психологические проблемы у своих детей, чтобы оправдать свои собственные нереализованные мечты и планы на их счет. Они убеждают окружающих в том, что их ребенок слабый, болезненный. Часто сами родители начинают болеть, когда стрессовая ситуация у них обостряется или продолжается.

11. Не думай (Не думай о N., Не думай о своих проблемах, думай о моих проблемах)

Родители, передающие данный запрет, часто сомневаются в умственных способностях своих детей, проявляя тем самым свою несостоятельность или игнорируя индивидуальность мыслительного процесса ребенка. Они торопятся с решением умственных задач и никогда не удовлетворяются результатами логических рассуждений ребенка, оценивая их вербально как "Да... Ну, ты умник". В критических ситуациях эти родители предпочитают решать проблемы с помощью эмоций или чувств.

12. Не чувствуй

Родители, передающие такой запрет, проявляют настойчивость в подавлении чувственности у своих детей, считая это слабостью, ведущей к неудаче. Чаще всего, запрет накладывается не на все чувства, а на определенные. Например, запрет на чувство страха, агрессии, голода или холода. Часто родители произносят фразы типа: “Мальчики не должны плакать. Будь смелым!”, “Тебе холодно, одень свитер!”, “Я голоден, что будешь есть?”. Запрет на чувства часто несет скрытый смысл: “Не чувствуй себя, чувствуй как я”. В случае жесткого запрета родители могут распространять его не только на детей, но и на самих себя. В таких ситуациях следует уделить внимание психическому здоровью.