ДЕНЬ 1
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА И ТЕОРИЯ ИГР

Драматический треугольник – это психологическая и социальная модель взаимодействия людей в транзактном анализе (TA), впервые описанная Стивеном Карпманом в его статье 1968 года «Анализ сказок и сценариев драмы».

Модель драматического треугольника используется в психологии и схематически описывает "теорию игр" Эрика Берна. Треугольник Карпмана основная модель, опысывающая принцип любой "игровой" ситуации.
«Игры – это компромисс между близостью и сохранением близости. Мы думаем, что взаимодействуем с другими ... но на самом деле мы играем».
Три роли

Модель предполагает три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто принимают в жизни:

1. Человек, который играет роль жертвы.
2. Человек, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву.
3. Спасатель, который вмешивается, по-видимому, из желания помочь разрешить ситуацию или «несчастному».

Стоит отметить, что «спасатель» – наименее очевидная роль. В терминах драматического треугольника «спасатель» – это не человек, помогающий кому-то в чрезвычайной ситуации. Это тот, у кого есть смешанный или скрытый мотив, который на самом деле эгоистично извлекает выгоду из того, что он «тот, кто спасает». У спасателя есть поверхностный мотив решения проблемы и он прилагает большие усилия для ее решения, но также есть скрытый мотив не преуспеть или преуспеть так, чтобы это принесло пользу исключительно ему. Например, «спасатель» может испытывать чувство самоуважения или статус "спасателя", или удовольствие от того, что кто-то зависит или доверяет ему и действует таким образом, что якобы пытается помочь, но на более глубоком уровне эксплуатирует «жертву», чтобы продолжать получать свою выгоду.
Игра разыгрывается, когда в возникшей ситуации человек берет на себя роль «жертвы» или «преследователя». Затем другие «игроки» берут на себя другие роли. После этого два игрока перемещаются по треугольнику, меняясь ролями, так что, например, жертва набрасывается на спасателя, спасатель переключается на преследование или, как это часто бывает, спасатель попадает в ситуацию где становится жертвой.

Скрытая цель каждого "игрока" и причина, по которой ситуация сохраняется, заключается в том, что каждый удовлетворяет свои невысказанные (и часто неосознанные) психологические желания / потребности так, как он считает оправданным, без необходимости признавать более широкую дисфункцию или вред, причиняемый ситуацией в целом. Таким образом, каждый игрок действует в соответствии со своими собственными эгоистичными "потребностями", а не действует по-настоящему ответственно или альтруистично как это может показаться.
В транзактном анализе драматический треугольник иногда упоминается в контексте игр разума – бессознательных игр в которые играют люди, таких как: "Почему бы тебе"; "Да, но"; "Если бы это было не для тебя"; "Почему это всегда происходит со мной?"; "Ты втянул меня в это"; "Посмотри, как сильно я старался; я только пытаюсь помочь тебе" и "давай ты и он сразитесь".

Отношения между жертвой и спасателем могут быть созависимыми. «Спасатель» держит «жертву» в зависимости от себя, прикрываясь «жертвенностью». Жертва удовлетворяет свои потребности, эксплуатируя спасателя, уклоняясь от ответственности за свою жизнь.
"Спасатель" против спасателя

"Игровая" позиция «спасателя» отличается от позиции настоящего спасателя в чрезвычайной ситуации, например, пожарного, который спасает жертву из горящего здания, или спасателя, который спасает жертву от утопления. Как драматическая роль, в попытках «спасателя» есть что-то нечестное или невысказанное, или, в лучшем случае, смешанный мотив: потребность просто быть спасателем или реально помочь жертве. Фактически, «игра» в треугольник Карпмана препятствует реальному решению проблем создает путаницу и беспокойство. В драматическом треугольнике «спасатель» играет свою роль чтобы отвлечь себя от тревоги, а не потому, что жертва нуждается в помощи «спасателя», как в случае с пожарным / спасателем.

Характеристики жертвы:

Безнадежность.
Бессилие.
Убеждение, что он или она не в состоянии позаботиться о себе.
Чувствует себя сломленным и непоправимым.
Чувствует себя застрявшим или преследуемым.
Не хватает ответственности за предпринимаемые действия.
Не подвергает сомнению его или ее собственные реакции.
Хочет, чтобы его / ее спас или спас кто-то другой.
Хочет, чтобы другие относились к ним / ней мягко или осторожно.
Трудно принимать решения.

Жертва говорит такие вещи, как:

«Жизнь против меня».
«Это всегда случается со мной».
«Ничто не может мне помочь».
«Бедный/ая я».
«Это не моя вина».
«Да, но ...».

Характеристики спасателя:

Хочет решать проблемы других людей, вместо того, чтобы смотреть на свои собственные проблемы.
Пренебрегает своими собственными потребностями.
Делает жертву зависимой.
Чрезмерно защитный.
Нужно быть нужным.
Чувствует себя виноватым или бесполезным, если они не могут помочь.
Часто обременен, перегружен работой и может быть на грани истощения.
Мученик, помощник, созависимый.

Спасатель говорит такие вещи, как:

«Позволь мне помочь тебе».
«Я могу сделать это за тебя».
«Если бы они просто слушали меня, им было бы лучше».
«Я бы хотел помочь».

Характеристики преследователя:

Обвиняет других.
Разочарованный.
Самодовольный.
Критический.
Контроль.
Авторитетный.
Злой.
Манипулятивный.

Преследователь говорит такие вещи, как:
«Это все твоя вина».
«Ты не прав, я прав».
«Я знаю лучше».

Очевидно, что эти три роли нуждаются друг в друге. Если вы играете одну из этих ролей, вы попытаетесь привлечь кого-то на соответствующую роль в драматическом треугольнике. Или, если вы не в одной из этих ролей, вы можете обнаружить, что кто-то другой пытается втянуть вас в одну из них.

Драматический треугольник создает боль и страдания.

Будучи вовлеченными в драматический треугольник, большинство людей действуют исходя из одной основной или привычной роли – они обычно принимают эту роль как свою личность.

"Игра" в транзактном анализе
"Игра" в транзактном анализе – это серия транзакций (действий), которые являются взаимодополняющими (взаимными), скрытыми и ведут к предсказуемому результату. Игры часто характеризуются сменой ролей игроков ближе к концу. Количество «игроков» может варьироваться.

Игры – это инструменты, используемые (часто неосознанно) человеком для создания обстоятельств, при которых он может обоснованно испытывать определенные возникающие чувства (например, гнев или превосходство), а также оправданно предпринимать или избегать определенных действий, когда их собственные внутренние желания отличаются от ожиданий общества. Игры всегда заменяют более искренние и полные взрослые эмоции и реакции, которые были бы более уместными.

ДЕНЬ 2
Для игр часто полезно учитывать три количественные переменные:

1. Гибкость: способность игроков менять «валюту» игры (то есть инструменты, которые они используют для игры).

2. Упорство: некоторые люди легко отказываются от своих игр, другие более настойчивы, имея в виду то, как люди придерживаются своих игр, и их сопротивление разрыву с ними.

3. Интенсивность: некоторые люди играют в свои игры расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры, в которые играют таким образом, известны как легкие и сложные игры, соответственно, причем в последние играют напряженно и агрессивно.

В зависимости от степени приемлемости и потенциального вреда игры подразделяются на три категории:

1. Социально приемлемые игры.

2. Нежелательные, но не наносящие необратимого ущерба.

3. Игры, которые могут нанести серьезный вред. Их последствия могут варьироваться от множества мелких расплат (девушка, которая продолжает встречаться с хорошими парнями, которые ее бросают) до расплаты, накопленной за длительный период драматичных отношений (например, суд, морг или что-то подобное). У каждой игры есть выигрыш для тех, кто в нее играет.

Антитеза игры (то есть способ ее сломать) заключается в том, чтобы выяснить, как лишить актеров их вознаграждения.

Первой такой игрой была: Почему бы тебе не / Да, но – в которой один игрок (белый) ставил проблему, как бы обращаясь за помощью, а другой игрок (черный) предлагал решения (предложение «Почему бы тебе не»). «Белый» указывал на недостаток в решении «черного» игрока (ответ "Да, но"), пока все они не сдавались в отчаянии. Вторичной выгодой для «белого» было то, что он мог оправдывать свою проблему как неразрешимую и, таким образом, избегать тяжелой работы, направленной на внутренние преобразования, а для «черного» – либо чувствовать себя святым мучеником или высшим существом, которое не уважают («пациент отказался сотрудничать»).

Вторичная выгода — это значимая для человека и/или его психики и/или его биологического организма потребность, которую он косвенно удовлетворяет данным поведением, состоянием или болезнью. Проще говоря, это преимущества или полезные бонусы, которые человек получает из своей проблемы. Вторичная выгода, как правило, не осознается.

В Драматическом треугольнике "переключение ролей" происходит, когда один игрок, после стабилизации роли, внезапно ее меняет. «Жертва» становится «преследователем» и бросает предыдущего «преследователя» в роль «жертвы» или «спасатель» внезапно превращается в «преследователя» ("Ты никогда не ценил, что я помог тебе!").

Последствия жизни в драматическом треугольнике

Жизнь в треугольнике токсична, вредна для здоровья и обречена на страдания. Цена любой из ролей, живущих в этом треугольном существовании – это умственная, эмоциональная и физическая боль. Когда мы находимся в одной из ролей треугольника, мы находимся в зависимости. Вместо того, чтобы жить активно, творчески и свободно, мы проживаем не свою жизнь.

Когда вы входите в драматический треугольник, в конечном итоге, всегда становитесь жертвой. Это одна из проблем, связанных с вступлением в треугольник, вы всегда оказываетесь в неизбежном месте – чувства грусти, беспомощности и бессилия.

Решение драматического треугольника

Вырваться из драматического треугольника – это значит стать взрослым. Это не бегство и не борьба, а тот средний путь, когда поступать правильно неудобно, но лучше для всех участников. Осознание того, что ты играешь одну из этих ролей, требует большого самосознания. Ключевым моментом является переход к «Треугольнику расширения прав и возможностей».

Драматический треугольник – это место, где происходит «драма», а «Треугольник расширения возможностей» – это место, где происходит расширение возможностей. От того, чтобы быть втянутым во все это, до принятия ответственности за свою роль в этом.

Способность иметь и поддерживать здоровые личные отношения с другими людьми основана на понимании самого себя.

Если кто-то один из треугольника «проснется», он может поддержать участников других ролей. Особенно, если просыпается жертва, потому что это роль с одними недостатками и, возможно, самая сложная из которой можно вырваться. Причина, по которой один человек может разрушить треугольник, заключается в том, что он немного похож на отношения Ильи Муромца и Змея Горыныча. Илье Муромцу нужен Змей Горыныч, чтобы он мог стать героем – без него у него нет роли – они взаимозависимы друг от друга.

Первый шаг к выходу из драматического треугольника – осознать, что ты в нем.

Мы никогда не становимся жертвами, кроме как по собственному выбору.

Как только вы узнаете свою роль, прочитайте о том, что можно сделать, чтобы вырваться из драматического треугольника.

ДЕНЬ 3
Как выйти из драматического треугольника

Динамика расширения прав и возможностей была разработана Дэвидом Эмеральдом, чтобы помочь людям выйти из драматического треугольника. В треугольнике расширения прав и возможностей определены три роли, наделенные полномочиями: создатель, тренер и претендент.

Ниже приведены некоторые из действий, которые вы можете предпринять, чтобы перейти от дисфункциональной роли в драматическом треугольнике к роли, наделенной полномочиями. Вам придется предпринимать эти действия снова и снова, чтобы создать новые способы здорового взаимодействия.

Жертва – Творец

Чтобы перейти от жертвы к творцу, выполните следующие шаги:

1. Возьмите на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

2. Предпринимайте действия, которые приведут к желаемым результатам.

3. Вместо того, чтобы искать кого-то, кто спасет вас, научитесь заботиться о себе.

4. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите, а не на том, чего вы не хотите.

5. Задавайте вдохновляющие вопросы, такие как: «Чего я хочу?» и «Какие шаги я могу предпринять, чтобы получить то, что я хочу?»

Спасатель – Тренер

Чтобы перейти от спасателя к тренеру, выполните следующие шаги:

1. Будьте полезными и поддерживающими, действуя как учитель или тренер, а не как спасатель или помощник.

2. Помогите людям научиться решать свои собственные проблемы вместо того, чтобы решать проблемы за них.
Поощряйте ответственность за себя, а не зависимость.

3. Установите границы в отношении количества времени, которое вы будете слушать и оказывать поддержку.

4. Задавайте вдохновляющие вопросы, такие как: «Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации?» или «Что вы можете сделать, чтобы это изменить?»

5. Верьте, что другой человек может решить свои собственные проблемы.

Преследователь – Претендент

Чтобы перейти от преследователя к претенденту, выполните следующие шаги:

1. Бросайте людям вызов, но не обвиняйте, не критикуйте и не притесняйте их.

2. Будьте тверды, но справедливы в своих взаимодействиях.

3. Просите о том, чего вы хотите, будьте ясны, но не наказывайте.

4. Рассмотрите последствия своих действий и установите границы.

5. Задавайте вопросы типа: «Как вы думаете, на что вы так сильно реагируете в этой ситуации?» или «Что произойдет, если вы бросите вызов убеждению, что не можете позаботиться о себе?»

Готовы ли вы выйти из драматического треугольника?

Разыгрывание роли в драматическом треугольнике приводит только к боли, страданиям, гневу и негодованию для всех участников. Хотя вы можете удовлетворить свои потребности в краткосрочной перспективе или временно почувствовать удовлетворение, динамика треугольника никогда не принесет прочного счастья.

Независимо от того, насколько вы встроены в определенную роль, вы можете научиться действовать более уверенно, осознавая себя и делая альтернативные выборы.

Это не обязательно легко, потому что мы столько раз практиковали и укрепляли эти шаблоны. Вам нужно выложиться по полной. Потратьте время на изучение драматического треугольника и динамики расширения прав и возможностей. Записывайте в дневник свои реакции и ту роль, которую, по вашему мнению, вы играете. Составьте свою собственную программу, чтобы практиковать навыки для вашей соответствующей роли в динамике расширения прав и возможностей, по одному за раз.

Скорее всего, вы будете возвращаться и играть свою прежнюю роль в драматическом треугольнике снова и снова. Но каждый раз, когда вы действуете с позиции силы, вы наращиваете свою способность взаимодействовать более здоровыми и счастливыми способами. Постепенно ваши отношения будут приносить вам больше удовлетворения, вы не будете чувствовать себя таким бессильным, и вы сможете избежать токсичных отношений, которые только втянут вас обратно в драматический треугольник.

Алгоритм выхода из драматического треугольника:

1. Стать «взрослым». См. статю: «Эго-состояния: понять и управлять».

2. Сепарация от родителя – выполняется при поддержке квалифицированного психолога.


4. Трансформация «роли» – см. "задание".
"Осознанность требует, чтобы мы жили здесь и сейчас, а не в небытии, прошлом или будущем". "Достижение автономии проявляется в открытии или восстановлении трех способностей: совести, спонтанности и близости".
З А Д А Н И Е

Потратьте время на изучение ролей «драматического треугольника» и «треугольника расширения прав и возможностей».

 

Запишите роль, которую, по вашему мнению, вы играете во взаимоотношениях: в семье, на работе, в компании.

 

Составьте собственную программу отработки навыков для вашей роли в «треугольнике расширения прав и возможностей».

 

Определите вторичные выгоды своей роли в драматическом треугольнике.

Наше бессознательное не распознает частицу НЕ, поэтому сформулируйте, какую проблему вы хотите решить, и запишите ее в позитивном ключе, без отрицания и использования «НЕ».Например: «зарабатывать больше», «повысить успеваемость сына» или «найти спонсора» (для сравнения: «НЕ общаться после 21.00»). Ответьте на вопросы так, чтобы у вас получилось несколько пунктов для каждого из них: 1. Какие плюсы я получу? 2. Какие плюсы, если оставить все как есть? 3. Какие минусы от достижения желаемого? 4. Какие минусы от недостижения желаемого? См. также: Исцеление - это мужество.