ДЕНЬ 1

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА И ТЕОРИЯ ИГР

В эссе 1968 года Стивен Карпман впервые представил психологическую модель, называемую драматическим треугольником, для анализа взаимодействия людей в транзактном подходе. Эта модель, основанная на "теории игр" Берна, является ключевой в психологии, иллюстрируя основные принципы "игровых" ситуаций.
«Игры – это компромисс между близостью и сохранением близости. Мы думаем, что взаимодействуем с другими ... но на самом деле мы играем».
Три роли

В повседневной рутине каждый человек принимает определенные маски, которые психологически разнообразны и могут быть классифицированы на три основные категории:

1. Личность, играющая роль страдальца.

2. Индивид, который оказывает давление, преследует или вынуждает окружающих.

3. Спасатель, вмешивающийся в обстановку с явной целью поддержать или разрешить конфликт.

Необходимо подчеркнуть, что роль "спасателя" является наиболее загадочной. В контексте драматического треугольника, "спасатель" не представляет собой того, кто приходит на помощь в критической ситуации, а скорее того, кто старается решить проблемы, возникшие в повседневной жизни.

Скрытая в тайном уголке личность обладает умением извлекать выгоду, представляя себя как герой, хотя на самом деле лишь притворяется помощником. Главная цель спасателя - добиться успеха за счет других или даже препятствовать им. Желая сохранить свой образ спасателя, он получает удовлетворение от зависимости других от себя и выгоды за видимую помощь, которая, на самом деле, является эксплуатацией.

В процессе захватывающей игры каждый участник сталкивается с неожиданными ситуациями, в которых можно испытать различные образы, будь то "герой" или "злодей". Роли меняются постепенно, игроки взаимодействуют друг с другом, что создает напряженные моменты и захватывающие сюжеты.

Главной целью каждого участника является удовлетворение личных психологических потребностей, не обращая внимания на возможные последствия для игры в целом. Каждый игрок стремится удовлетворить свои желания, пренебрегая воздействием на общую атмосферу и возможные негативные последствия.

В сюжетах транзакционного анализа играют ключевую роль тайные сценарии, которые завораживают людей в свои интриги. Непрерывно возникают вопросы: "Зачем тебе всегда так много требуется?"; "Я не способен выполнить это"; "Для кого, если не для себя?"; "Почему все так несправедливо ко мне?"; "Это ты вынудил меня принять такое решение"; "Я прилагаю все усилия, но тебе всегда чего-то не хватает"; "Я стараюсь помочь тебе, но ты не желаешь этого замечать" и "Давайте мы и он будем бороться за это". Отражение драматического треугольника привносит интерес в этот увлекательный мир сценариев.

В этих захватывающих играх участники подчиняются своим собственным эгоистичным побуждениям, несмотря на то, что могут казаться действующими в интересах других или с чувством ответственности. Взаимодействие между "спасателем" и "жертвой" базируется на том, что "жертва" поддерживает "спасателя" в его жертвенности. "Жертва" использует "спасателя" для удовлетворения своих потребностей, избегая самостоятельности и ответственности за свою судьбу.
"Спасатель" против спасателя

В повседневной жизни каждый человек принимает определенные психологические роли, которые делятся на три основных типа. Например, "Давайте предоставим вам и ему возможность бороться за это" и "Почему ты не замечаешь, что я стараюсь помочь тебе?" В результате участники этих захватывающих позиций "спасителя" игрового мира отличаются от настоящих спасителей в критических ситуациях. К примеру, пожарный, который спасает человека из пылающего дома, или спасатель, который спасает тонущего человека.

В поисках спасения, участникам игры в треугольник Карпмана часто необходимо преодолеть нечестные или невысказанные мотивы. Они стремятся стать спасителями, однако их истинные цели могут быть смешанными. Эта ситуация порождает путаницу и беспокойство, затрудняя настоящее решение проблем. Оказывая помощь, "спасатель" может преследовать скрытые цели, несмотря на истинные потребности жертвы. В драматическом треугольнике, участники могут создавать иллюзию помощи, чтобы отвлечь себя от собственных страхов и тревог.


Характеристики жертвы:

Безнадежность.
Бессилие.
Убеждение, что он или она не в состоянии позаботиться о себе.
Чувствует себя сломленным и непоправимым.
Чувствует себя застрявшим или преследуемым.
Не хватает ответственности за предпринимаемые действия.
Не подвергает сомнению его или ее собственные реакции.
Хочет, чтобы его / ее спас или спас кто-то другой.
Хочет, чтобы другие относились к ним / ней мягко или осторожно.
Трудно принимать решения.

Слова, которые произносит жертва, включают в себя следующее:

«Жизнь против меня».
«Это всегда случается со мной».
«Ничто не может мне помочь».
«Бедный/ая я».
«Это не моя вина».
«Да, но ...».

Характеристики спасателя:

Хочет решать проблемы других людей, вместо того, чтобы смотреть на свои собственные проблемы.
Пренебрегает своими собственными потребностями.
Делает жертву зависимой.
Чрезмерно защитный.
Нужно быть нужным.
Чувствует себя виноватым или бесполезным, если они не могут помочь.
Часто обременен, перегружен работой и может быть на грани истощения.
Мученик, помощник, созависимый.

Спасатель говорит такие вещи, как:

«Позволь мне помочь тебе».
«Я могу сделать это за тебя».
«Если бы они просто слушали меня, им было бы лучше».
«Я бы хотел помочь».

Характеристики преследователя:

Обвиняет других.
Разочарованный.
Самодовольный.
Критический.
Контроль.
Авторитетный.
Злой.
Манипулятивный.

Преследователь говорит такие вещи, как:
«Это все твоя вина».
«Ты не прав, я прав».
«Я знаю лучше».

Создание боли и страдания - главное назначение драматического треугольника. Большинство людей, попавших в этот треугольник, следуют своей основной или привычной роли, принимая ее как часть своей личности. Очевидно, что эти роли нуждаются друг в друге, и каждый, играя одну из них, стремится привлечь кого-то для занятия соответствующей роли в этой драме. Если же вы не втянуты в одну из этих ролей, вас все равно могут попытаться привлечь к ним как к части драматического сюжета.

"Игра" в транзактном анализе
Иногда люди ведут себя в соответствии с неосознанными правилами, создавая себе удобные условия для выражения своих чувств и желаний. Они играют в игры, где каждый участник принимает определенную роль и меняет ее по мере продвижения игры. Эти игры являются набором скрытых транзакций, которые приводят к предсказуемому исходу. Важно отметить, что игры всегда замещают искренние эмоции и реакции, которые могли бы быть более подлинными. Количество участников в игре может быть разным, и каждый игрок стремится добиться определенных целей, действуя исходя из своих скрытых мотиваций.

ДЕНЬ 2

Для игр часто полезно учитывать три количественные переменные:

1. Гибкость: способность игроков менять «валюту» игры (то есть инструменты, которые они используют для игры).

2. Упорство: некоторые люди легко отказываются от своих игр, другие более настойчивы, имея в виду то, как люди придерживаются своих игр, и их сопротивление разрыву с ними.

3. Интенсивность: некоторые люди играют в свои игры расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры, в которые играют таким образом, известны как легкие и сложные игры, соответственно, причем в последние играют напряженно и агрессивно.

В зависимости от степени приемлемости и потенциального вреда игры подразделяются на три категории:

1. Социально приемлемые игры.

2. Нежелательные, но не наносящие необратимого ущерба.

3. Игры, которые могут нанести серьезный вред. Их последствия могут варьироваться от множества мелких расплат (девушка, которая продолжает встречаться с хорошими парнями, которые ее бросают) до расплаты, накопленной за длительный период драматичных отношений (например, суд, морг или что-то подобное). У каждой игры есть выигрыш для тех, кто в нее играет.

Антитеза игры (то есть способ ее сломать) заключается в том, чтобы выяснить, как лишить актеров их вознаграждения.

Первой такой игрой была: Почему бы тебе не / Да, но – в которой один игрок (белый) ставил проблему, как бы обращаясь за помощью, а другой игрок (черный) предлагал решения (предложение «Почему бы тебе не»). «Белый» указывал на недостаток в решении «черного» игрока (ответ "Да, но"), пока все они не сдавались в отчаянии. Вторичной выгодой для «белого» было то, что он мог оправдывать свою проблему как неразрешимую и, таким образом, избегать тяжелой работы, направленной на внутренние преобразования, а для «черного» – либо чувствовать себя святым мучеником или высшим существом, которое не уважают («пациент отказался сотрудничать»).

Вторичная выгода — это значимая для человека и/или его психики и/или его биологического организма потребность, которую он косвенно удовлетворяет данным поведением, состоянием или болезнью. Проще говоря, это преимущества или полезные бонусы, которые человек получает из своей проблемы. Вторичная выгода, как правило, не осознается.

В Драматическом треугольнике "переключение ролей" происходит, когда один игрок, после стабилизации роли, внезапно ее меняет. «Жертва» становится «преследователем» и бросает предыдущего «преследователя» в роль «жертвы» или «спасатель» внезапно превращается в «преследователя» ("Ты никогда не ценил, что я помог тебе!").

Последствия жизни в драматическом треугольнике

Вред и страдания сопутствуют тем, кто живет в треугольнике жизни. Цена за участие в этой игре – это мука ума, сердца и тела. Внутри этого треугольника мы пленники, лишены возможности проживать жизнь полноценно, творчески, свободно. Погружаясь в драматический треугольник, вы становитесь жертвой, затерянной в океане грусти, отчаяния и безысходности.

Решение драматического треугольника

Взросление наступает в момент осознания, что участвуешь в драматическом процессе, где возможны разные роли. Необходимо принять ответственность за свою позицию в этом «треугольнике драмы», чтобы перейти к «треугольнику расширения возможностей». Это не просто выбор между двумя путями, а понимание, что нужно действовать в интересах всех участников, даже если это не всегда удобно.

Основа для умения участвовать в здоровых межличностных связях заключается в понимании собственной личности. Просыпаясь, кто-то из участников треугольника может оказать поддержку другим участникам, особенно если это происходит с жертвой – ролью, обремененной множеством недостатков и, возможно, самой сложной. Разрушение треугольника может произойти по причине того, что ситуация напоминает отношения Ильи Муромца и Змея Горыныча, где каждому из них необходим другой для того, чтобы играть свою роль - они взаимозависимы.

Осознание того, что ты находишься в драматическом треугольнике, является первым шагом к освобождению. Никогда мы не становимся жертвами, если не сами выбрали этот путь. После того, как вы поймете свою роль, изучите возможности для покидания драматического треугольника.

ДЕНЬ 3

Как выйти из драматического треугольника

Дэвид Эмеральд разработал уникальную концепцию динамики расширения прав и возможностей, предназначенную для помощи людям, покидая драматический треугольник. В этой динамике определены три роли с уникальными полномочиями: создатель, тренер и претендент.

Чтобы перейти от дисфункциональной роли в треугольнике к полномочной роли, вам необходимо осуществлять определенные действия. Повторяйте эти действия снова и снова, чтобы создать новые, более здоровые методы взаимодействия.

Жертва – Творец

Чтобы перейти от жертвы к творцу, выполните следующие шаги:

1. Возьмите на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

2. Предпринимайте действия, которые приведут к желаемым результатам.

3. Вместо того, чтобы искать кого-то, кто спасет вас, научитесь заботиться о себе.

4. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите, а не на том, чего вы не хотите.

5. Задавайте вдохновляющие вопросы, такие как: «Чего я хочу?» и «Какие шаги я могу предпринять, чтобы получить то, что я хочу?»

Спасатель – Тренер

Чтобы перейти от спасателя к тренеру, выполните следующие шаги:

1. Будьте полезными и поддерживающими, действуя как учитель или тренер, а не как спасатель или помощник.

2. Помогите людям научиться решать свои собственные проблемы вместо того, чтобы решать проблемы за них.
Поощряйте ответственность за себя, а не зависимость.

3. Установите границы в отношении количества времени, которое вы будете слушать и оказывать поддержку.

4. Задавайте вдохновляющие вопросы, такие как: «Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации?» или «Что вы можете сделать, чтобы это изменить?»

5. Верьте, что другой человек может решить свои собственные проблемы.

Преследователь – Претендент

Чтобы перейти от преследователя к претенденту, выполните следующие шаги:

1. Бросайте людям вызов, но не обвиняйте, не критикуйте и не притесняйте их.

2. Будьте тверды, но справедливы в своих взаимодействиях.

3. Просите о том, чего вы хотите, будьте ясны, но не наказывайте.

4. Рассмотрите последствия своих действий и установите границы.

5. Задавайте вопросы типа: «Как вы думаете, на что вы так сильно реагируете в этой ситуации?» или «Что произойдет, если вы бросите вызов убеждению, что не можете позаботиться о себе?»

Готовы ли вы выйти из драматического треугольника?

Исполнение ролей в драматической игре вызывает множество эмоций и волнений у всех участников, от радости и восторга до печали и разочарования. Даже если кажется, что на данный момент вы обрели удовлетворение, истинное счастье от этого никогда не придет.
Самоопределение и сознание себя важны для того, чтобы не теряться в ролевых играх и быть более уверенным в своих выборах.

Это требует усилий и терпения, так как наш мозг привык к старым схемам и шаблонам, которые сложно изменить. Для достижения полного раскрытия себя, уделите время погружению в изучение драматического треугольника и динамики расширения прав и возможностей. В своем личном дневнике отразите реакции на свою роль, которую вы ощущаете, и разработайте индивидуальную программу для развития навыков, соответствующих вашей роли в процессе расширения прав и возможностей поочередно.

Предположительно, вы будете возвращаться к своей роли в драматическом треугольнике многократно. Однако, каждый раз, когда вы действуете из позиции силы, увеличивается ваша способность к более здоровому и счастливому взаимодействию. Благодаря постепенному улучшению вашего эмоционального состояния, вы начнете получать все больше радости от ваших взаимоотношений. Больше не будете испытывать чувство бессилия, а также избежите опасности втянуться в токсичные отношения, которые могут привести к драматическим последствиям.

Алгоритм выхода из драматического треугольника:

1. Стать «взрослым». См. статю: «Эго-состояния: понять и управлять».

2. Сепарация от родителя – выполняется при поддержке квалифицированного специалиста.


4. Трансформация «роли» – см. "задание".
"Осознанность требует, чтобы мы жили здесь и сейчас, а не в небытии, прошлом или будущем". "Достижение автономии проявляется в открытии или восстановлении трех способностей: совести, спонтанности и близости".
З А Д А Н И Е

Потратьте время на изучение ролей «драматического треугольника» и «треугольника расширения прав и возможностей».

 

Запишите роль, которую, по вашему мнению, вы играете во взаимоотношениях: в семье, на работе, в компании.

 

Составьте собственную программу отработки навыков для вашей роли в «треугольнике расширения прав и возможностей».

 

Определите вторичные выгоды своей роли в драматическом треугольнике.

Наше бессознательное не распознает частицу НЕ, поэтому сформулируйте, какую проблему вы хотите решить, и запишите ее в позитивном ключе, без отрицания и использования «НЕ», например: «повысить успеваемость» или «найти инвестора» (для сравнения: «НЕ общаться после 21.00»). Ответьте на вопросы так чтобы у вас получилось несколько пунктов для каждого из них: 1. Какие плюсы я получу? 2. Какие плюсы, если оставить все как есть? 3. Какие минусы от достижения желаемого? 4. Какие минусы от недостижения желаемого? См. также: Исцеление - это мужество.