ДЕНЬ 1
ЭГО-СОСТОЯНИЯ: ПОНЯТЬ И УПРАВЛЯТЬ
Один из захватывающих и практичных направлений в современной психологии - Трансактный анализ (сокращенно ТА). Его создатель - американский психотерапевт Эрик Берн. Одной из ключевых особенностей ТА является его доступность. Изучение и применение этой теории не требует специальной психологической подготовки. Трансактный анализ имеет широкий спектр применения.
Название направления происходит от слова "трансакция" - взаимодействие между людьми, выраженное словами, жестами, мимикой и другими средствами общения.
Трансактный анализ - это осмысленное понимание поведенческих элементов. Это психологическая модель для анализа действий индивида и группы.
Одним из основных концепций ТА является представление об эго-состояниях личности - наборах чувств и поведенческих элементов. Берн выделил три таких состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. На схемах они обозначаются заглавными буквами: Р, В, Д. Эти состояния не связаны с возрастом в обычном смысле.
Согласно анализу транзакций, каждый человек ведет себя в соответствии с одной из трех ролей: Взрослого, Родителя (Критикующего или Поддерживающего), Ребенка (Естественного, Бунтующего или Адаптивного).
В Родительской роли проявляются авторитарные тенденции, в Ребенке – подчиненность, а Взрослый способен отстаивать свои взгляды и умело устанавливать равноправные отношения с другими.
Человек, находящийся в Родительском эго-состоянии, повторяет поведение своих родителей или других значимых взрослых, оказавших на него влияние в детстве. Он может передавать их суждения, указания, эмоции. В этом состоянии проявляются родительский гнев, критика, забота и опека.
Различают две разновидности этого состояния: Критикующий Родитель и Поддерживающий Родитель
Критикующий Родитель стремится исправить поведение, но зачастую вызывает чувство вины. Поддерживающий Родитель, напротив, охраняет и поддерживает, не вызывая дискомфорта. Обе роли важны для поддержания добрых отношений и формирования жизненного сценария.
Находясь в эго-состоянии Ребёнок (Дитя), человек воспроизводит ощущения, переживания, суждения, поведение, характерные для него в детском возрасте. Поведение в этом состоянии очень отличается от поведения, вызванного состоянием Взрослого. Такое поведение чаще всего является реакцией на непосредственные стимулы, оно осознанно не контролируемо.
В состояние «ребенка» человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.
Характеристики:
- недостаточное умение устанавливать реалистичные цели;наивность и прямолинейность, не соответствующие возрасту;
- детская восторженность;
- эгоцентризм;
- строгое соблюдение обязанностей и покорность;
- отсутствие желания и умения предвидеть возможные нежелательные события;
- повышенная чувствительность;
- склонность к резким перепадам настроения и ярким эмоциональным реакциям.
В состоянии "взрослого" человек находится в гармонии с реальностью, осознанно принимая информацию, принимая решения и действуя целенаправленно. Это состояние не обязательно связано с возрастом, а проявляется в организованности, адаптивности, критическом мышлении и самодисциплине. Наблюдая за поведением, можно сделать вывод, какое именно состояние присутствует в данный момент.
Ролевые взаимоотношения и взгляд на мир
В процессе межличностного взаимодействия мы используем роли и образы, которые играем от начала до конца. Наш партнер делает то же самое. Порой мы предполагаем, какую роль должен принять наш собеседник, и часто он ее принимает естественным образом.
Например, руководитель может взять на себя роль Родителя и указать подчиненному на ошибку в работе. Тогда подчиненный, в свою очередь, примет роль ребенка и послушно исполнит указания.
Когда обе стороны принимают свои роли, общение проходит успешно. Однако возможны конфликты, когда коммуникация идет на уровне Взрослого-Взрослого, а ответ приходит из Ребенка.
Также встречаются "скрытые трансакции", когда слова не соответствуют действительности. Важную роль играют жесты, мимика и тон голоса.
Наблюдая за собой и другими, можно заметить, что у каждого есть предпочтительные роли в общении. Взаимодействие в различных эго-состояниях делает общение более интересным и разнообразным.
Неэффективной коммуникация становится, если:
1) привычной (ригидной) является только одна модель поведения;
2) функции свойственны только негативные проявления;
3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» и не смог с ним договориться.
Для эффективного взаимодействия в подобных ситуациях необходимо соблюдать определенные принципы. Прежде всего, важно осознавать свои функции и умение управлять ими, а также переключаться при необходимости. Кроме того, определение позиции, с которой вы общаетесь с вашим собеседником, поможет вам адаптировать ваше общение и избежать конфликтов.
Если ваш партнер выступает в роли "родителя", признайте его авторитет, а затем переключитесь на конкретные факты и цифры. Важно поддерживать равные отношения, действуя со стороны "взрослого", так как ответы из "детской" функции могут провоцировать собеседника активизировать "родительскую" функцию.
Для построения «взрослой» коммуникации важно:
1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.
В контексте вышесказанного уместно смотрятся "27 правил из «Кодекса джентльмена» 1875 года", впервые опубликованые в 1875 году в A Gentleman’s Guide to Etiquette автор Cecil B. Hartley.
Важность человеческого общения заключается в способности передавать разнообразные послания. Наиболее предпочтительной является позиция Взрослый-Взрослый. Если вы обнаружите в своем офисе Родителя или Ребенка, теперь у вас есть инструменты для эффективного взаимодействия с ними.
ДЕНЬ 2
Как распознать свои состояния?
Мы находимся в роли Критикующего Родителя, когда выражаем качественные характеристики, такие как: глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.
Критикующий Родитель склонен к карательным методам, в то время как Поддерживающий Родитель стремится к награждению и поощрению.
Детское состояние представлено двумя вариантами: Свободным Ребенком и Адаптивным Ребенком. Свободный Ребенок проявляется как природный, спонтанный и чувственный индивид. Он не стесняется своих эмоций и желаний, оставаясь непосредственным и искренним. В то же время, Адаптивный Ребенок уже сформирован под влиянием общественных норм и правил, приспособлен к социальным стандартам и поведенческим ожиданиям. Следует понимать важность баланса между двумя состояниями, помогая детям развивать свою индивидуальность и адаптироваться к окружающей среде умелым и гармоничным образом.
Эрик Л. Берн
Американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.
"Сказка «Красная Шапочка» учит нас тому, что волкам опасно разгуливать по лесу, где они могут встретить маленьких девочек".
Единственным рациональным эго-состоянием, которое следует развивать и внедрять в повседневную жизнь, является эго-состояние "Взрослого". Взрослый субъект способен самостоятельно анализировать информацию, принимать обоснованные решения и оценивать свои действия и поступки на основе фактов. Он ориентирован на логику, объективность и свободу от предвзятостей. Развитие взрослого состояния происходит на протяжении всей жизни.
Компетентный Взрослый способен принимать решения после тщательного изучения ситуации и обдумывания доступной информации из Родительского и Детского состояний. Качество принятых решений зависит от информированности и аналитических способностей Взрослого, а также от качества информации, полученной от Родителя и Ребенка.
Внутренний взрослый - это часть личности, которая способна объективно оценивать текущую ситуацию и принимать решения, учитывая прошлый опыт. Важно не полностью опираться на прошлое, а адаптировать принятие решений под текущие обстоятельства.
Активация Взрослого эго-состояния позволяет адаптироваться к нестандартным ситуациям, избегать сильных эмоциональных реакций и планировать на будущее. Однако, важно учитывать, что эта часть личности должна быть сбалансирована с эмоциями и контролем Родителя и Ребенка, чтобы избежать сухости и прагматизма.
ДЕНЬ 3
Психотерапия Взрослого состояния заключается в уравновешивании трех эго-состояний и в формировании внутреннего разрешения на эмоциональный отклик - работа с "родительскими запретами".
Это состояние обычно формируется в результате взаимодействия приобретенного в детстве опыта и Родительских установок – это модель, которая может развиться при подавлении эмоциональных реакций и поощрении рационального мышления в раннем возрасте.
У развитой личности между Родителем и Ребенком стоит Взрослый, который выступает посредником между ними.
Оздоровление Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы достичь баланса внутренних чувств наказания или поощрения за выполненные или невыполненные задания. Мотивация должна исходить из личной ответственности перед обществом или Творцом.
Сегодня особенно важна адаптивность и гибкость личности. Осознанная адаптивность – это функция, преимущественно, Взрослого состояния. Она требует осторожности, дипломатичности, терпимости. Гибкость означает готовность отказаться от части своих ожиданий и довольствоваться менее полным их удовлетворением.
Адаптивный и гибкий человек достигает своих целей, принимая обдуманные решения и планируя будущее, тщательно и точно выполняя в настоящем то, что необходимо для реализации своих планов. Он способен быть мягким и терпеливым, реагировать на внезапные изменения ситуации. Он осознанно использует ресурсы всех своих эго-состояний, раскрывая в себе качества творца.
З А Д А Н И Е
Понаблюдайте в течении дня, когда проявляется то или иное эго-состояние. Когда вы находитесь в роли "Взрослого", когда "Родителя", когда "Ребенка"?
Что запускает и прекращает то или иное эго-состояние?
Выполните упражнение: «Изучение эго-состояний».
Придумайте поведенческие ситуации с вашим участием в каждом из шести эго-состояний.
Вы "Родитель": контролирующий, заботливый, вы "Взрослый", вы "Ребенок": свободный, адаптивный, бунтующий. Выполните письменно.
Определите, с помощью опросника функциональных эго-состояний эгограмму. Хотите ли вы изменить что-либо в ней? Запишите типы поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния и начните практиковать их. Через неделю проверьте свою эгограмму.
Воспользуйтесь рекомендацими ниже.
РАЗВИТИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Для достижения значительных изменений в жизни необходимо самостоятельно и осознанно перераспределять психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на недоразвитые аспекты личности. Стратегия гармонизации включает в себя осознанное развитие ранее пренебрегаемых эго-состояний с целью решения проблем.
РАЗВИВАЕМ ЭГО-СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
Нижеприведены некоторые упражнения, способствующие повышению положительной энергии вашего развивающегося эго-состояния. Пожалуйста, воспользуйтесь своим воображением, чтобы адаптировать их к вашей личной ситуации.
КРИТИКУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (КР)
1. Практикуйте конструктивную критику.
Как можно чаще практикуйте «конструктивную критику», тщательно анализируя и оценивая свое собственное поведение и поступки окружающих.
Правила конструктивной критики:
- всегда быть конкретным;
- предлагать альтернативные варианты решений проблем и вопросов;
- указывать на имеющиеся возможности и исследовать их;
- не претендовать на то, что вы истина в последней инстанции.
Благодаря этому вы сможете избежать активизации негативной части своего Критикующего Родителя, использующего осуждающую критику и реплики наподобие: «Ну я же Вам говорил…» или «Ты все делаешь неправильно…».
2. Устанавливайте границы.
Необходимо научиться четко и немедленно устанавливать психологические границы во взаимоотношениях с другими людьми: определить, что вам не подходит и что для вас неприемлемо. Таким образом, вы избежите необходимости играть роль Агрессора, защищая свои границы сразу, когда они нарушены.
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (ПР)
1. Давайте позитивные поглаживания.
Практикуйтесь в раздаче позитивных поглаживаний (поддержка, похвала) при любой возможности! И делайте это искренне!
2. Учитесь заботиться о других.
Будьте щедры к людям, подбирая идеальные подарки с заботой и вниманием. Готовьте вкусные угощения для близких, приглашайте их в гости, интересуйтесь их потребностями и поддерживайте их. Таким образом, вы проявляете заботу и внимание к окружающим, что помогает развивать вашу заботливую личность.
ВЗРОСЛЫЙ (В)
1. Стройте планы.
Перед началом действий важно выработать идеи и разработать планы, что является прерогативой Взрослого. Эффективность этого процесса часто увеличивается, если записать свои мысли в специальный дневник, перекидной блокнот или на доске.
2. Занимайтесь постоянным самообучением.
Приучите себя получать новую информацию и проверять факты – посещайте лекции и семинары, читайте книги и газеты. Регулярно обращайтесь к энциклопедиям и словарям.
Для построения «взрослой» коммуникации важно:
1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.
СВОБОДНОЕ ДИТЯ (СД)
1. Развивайте воображение и творчество.
В свободное время придайте волю вашему воображению, играйте с «свободными ассоциациями». Развивайте свою креативность, шутите и наслаждайтесь юмором.
Когда чувствуете усталость или депрессию, не стесняйтесь фантазировать. Представляйте перед глазами различные формы и цвета, создавайте нелепые образы. Не бойтесь экспериментировать и радоваться своему творчеству.
2. Играйте в настольные игры и больше двигайтесь.
Идеальным выбором будут активности и развлечения, которые стимулируют ваше воображение и требуют взаимодействия с другими «ребятами». От прогулок на лошадях и игры в настольный теннис, до таких увлекательных игр, как «Мафия», «Крокодил», «Угадай кто ты».
Пробуйте и осваивайте новые виды деятельности: танцы, гимнастику, пение, рисование и пластику.
АДАПТИВНОЕ ДИТЯ (АД)
1. Принимайте заботу окружающих.
Следует установить обычай открыто принимать проявления заботы со стороны других и выражать им благодарность за это. Ставьте себе цели и четко формулируйте свои желания. Обращайтесь за поддержкой и вниманием к близким людям.
2. Ориентируйтесь на свои желания.
Необходимо учитывать интересы и запросы других людей, но не забывайте о своих собственных желаниях. Выражайте свои потребности открыто и четко. Позвольте себе иметь желания.
Научитесь понимать, что ожидают от вас окружающие, и конструктивно реагируйте на их запросы. Отвергайте негативные комментарии и не конструктивную критику.
Э.Берн
"Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, и вам повезет встретить кого-то".