ДЕНЬ 1
ЭГО-СОСТОЯНИЯ: ПОНЯТЬ И УПРАВЛЯТЬ


Одним из чрезвычайно интересных и прагматичных направлений в современной психологии является Трансактный анализ (общепринятое сокращение ТА). Его основоположником является американский психотерапевт Эрик Берн. Общепризнанной особенностью трансактного анализа является его доступность. Изучение и самое важное использование этой теории в практической деятельности не требует базовой психологической подготовки. Эта теория имеет очень широкий диапазон применения.

Название данного направления происходит от слова трансакция (взаимодействие) – это обращение одного человека к другому (стимул) и ответ на него (реакция).

Трансакции между людьми осуществляются при помощи вербальных и невербальных средств общения: слов, жестов, мимики, взгляда и т.д.

Трансактный анализ есть не что иное, как осмысленное понимание элементов поведения. Это психологическая модель, которая служит для подробного рассмотрения поступков индивидуума и группы людей.

Одним из центральных положений трансактного анализа является представление об эго-состояниях личности, которые представляют собой особые наборы чувств, переживаний и элементов поведения человека.

Берн выделил три таких состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Названия состояний традиционно пишутся с большой буквы, чтобы не путать с привычными значениями этих слов. На схемах эти состояния обозначаются заглавными буквами: Р, В, Д. Эти состояния личности не имеют никакого отношения к возрасту в привычном смысле этого слова.

Согласно транзактному анализу, каждый человек ежеминутно реализует в совсем поведении одну из трех ролей: Взрослого, Родителя (Критикующего или Поддерживающего), Ребенка (Естественного, Бунтующего или Адаптивного).

«Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» – подчиненную позицию, «Взрослый» – умение отстаивать собственные мнения и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Находясь в Родительском эго-состоянии, человек воспроизводит поведение своих реальных родителей или других значимых взрослых, которые в детстве произвели на него большое влияние. Он может воспроизводить суждения, предписания, оценки, эмоциональные реакции. В этом состоянии человек проявляет родительский гнев, критику, нравоучения, родительскую заботу, опеку.

Различают две разновидности этого состояния: Критикующий Родитель и Поддерживающий Родитель.
Критикующий Родитель критикует, запрещает, предписывает, обязывает, требует. Например: «Прекрати сейчас же!», «Как тебе не стыдно!», «Ты должен…». В этом состоянии человек заставляет других испытывать чувство вины, чувствовать, что с ними не всё в порядке.

В состоянии Поддерживающего Родителя человек ограждает других от опасности, успокаивает, проявляет заботу, поддержку. Например: «Ты это сможешь!», «Давай я тебе помогу», «Будь внимательным!». Несмотря на то, что поддерживающий Родитель может ограничивать и направлять поведение другого человека, это не подавляет и не создает ощущения дискомфорта.

Такая роль обусловлена обдуманными поступками, и выражается в критическом отношении к окружению.

В целом же исследователи отмечают, что Родительское состояние позволяет поддерживать добрые отношения с другими людьми, играя роль совести. Оно снабжает нас важными жизненными ориентирами: позволяет отличать «хорошее» от «плохого», "Родительское" состояние напоминает о социальных (моральных) нормах, дает предписания, которые играют важную роль в формировании жизненного сценария.

Находясь в эго-состоянии Ребёнок (Дитя), человек воспроизводит ощущения, переживания, суждения, поведение, характерные для него в детском возрасте. Поведение в этом состоянии очень отличается от поведения, вызванного состоянием Взрослого. Такое поведение чаще всего является реакцией на непосредственные стимулы, оно осознанно не контролируемо.

В состояние «ребенка» человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.

Черты:

- неумение разводить идеальные и реальные цели;
- наивность и прямодушие, не соответствующие возрасту;
- детская восторженность;
- эгоцентризм;
- формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость;
- нежелание и неумение прогнозировать возможные будущие нежелательные события (антиципационная несостоятельность);
- повышенная обидчивость;
-склонность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям.

В эго-состоянии Взрослый человек находится в максимальном контакте с реальностью. Его чувства, мысли и поведение непосредственно связаны с важными аспектами текущей ситуации. Взрослый принимает и перерабатывает информацию, передает её другим, принимает решения, планирует и целесообразно действует.

Состояние «взрослого» вовсе не зависимо от физического возраста человека. Проявляется в организованности, хорошем уровне адаптивности, критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтроле.

Берн утверждает «Хотя мы не можем непосредственно наблюдать эти состояния, но мы можем наблюдать поведение и на основе этого делать выводы, какое из состояний является текущим».

Ролевые взаимоотношения и взгляд на мир
На практике межличностных отношений мы взаимодействуем с помощью ролей и образов, от начала до конца их проигрываем. Наш партнер или собеседник делает в точности то же самое. Порой, мы заранее «надеваем» на собеседника нужную нам роль. И часто он вполне природным образом ее принимает.
Например, руководитель компании входит в эго-состояние Родителя и, по правилам принятой роли, обращается к своему подчиненному с указанием на совершенную им ошибку в работе. Следовательно, подчиненному ничего больше не остается, как взять на себя роль «ребенка», выслушать указания и приняться за решение возникших вопросов.

Когда собеседник принимает навязанную ему роль, контакт проходит благополучно.
Конфликт возникает там, где прямой стимул обращен от Взрослого к Взрослому («Где отчет за сегодня?»), а реакция поступает из эго-состояния Ребенка («Опять именно я во всем виноват!»). В этом случае мы видим, так называемую, «перекрестную трансакцию», которая, обычно, является началом скандала.

Но есть и вариант «скрытых трансакций», при которых говорится что-то определенное, но имеется ввиду совершенно другое. При этом, жесты, мимика лица и тон голоса часто не совпадают с тем, что говорит человек.

Наблюдая за собой и окружающими, вы также заметите, что у каждого есть «любимые» функции, например, люди могут со всеми послушно соглашаться как «Адаптивный Ребенок», или, наоборот, не выходить из «Поддерживающего Родителя», раздавая налево и направо советы. Взаимодействуя друг с другом, мы можем находиться в разных функциональных эго-состояниях, это делает наше общение интересным и разнообразным.

Неэффективной коммуникация становится, если:

1) привычной (ригидной) является только одна модель поведения;

2) функции свойственны только негативные проявления;

3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» и не смог с ним договориться.

Как действовать в таких ситуациях? Во-первых, важно различать собственные функции, чтобы уметь ими управлять и переключаться, а во-вторых, необходимо определить позицию, из которой коммуницирует ваш собеседник, это поможет вам перестроить свое общение и предотвратить конфликт.

Если ваш собеседник общается из функции «Родителя», признайте авторитет собеседника, после чего обратитесь к реальности: фактам, цифрам. Общайтесь на равных, из Взрослого, т. к. часто посылы из детской функции провоцируют собеседника «включить» родительскую.

Для построения «взрослой» коммуникации важно:

1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.

2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.

3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.

4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.

5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.

В  контексте вышесказанного уместно смотрятся "27 правил из «Кодекса джентльмена» образца 1875 года", впервые опубликованые в 1875 году в A Gentleman’s Guide to Etiquette автор Cecil B. Hartley.

Человеческое общение ценно тем, что мы можем давать множество посланий из разных функций. При этом наиболее предпочтительной является позиция Взрослый-Взрослый. И если вдруг в своем офисе встретите Родителей или Ребенка, теперь вы знаете, как найти к ним подход.

ДЕНЬ 2
Как распознать свои состояния?

Мы находимся в Критикующем Родителе, когда даем качественные характеристики, такие как: глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.

Критикующий Родитель может проявляться ПОЗИТИВНО или НЕГАТИВНО. Например, когда человек в ПОЗИТИВНОМ Родителе, то его директивы направлены на искреннюю помощь и поддержку другим людям, на сохранение их здоровья и благополучия.

НЕГАТИВНЫЙ Критикующий — Карающий Родитель, наоборот, игнорирует другого человека, его способности и успехи. Например, «Ты опять допустил ошибку! Бездарь. У тебя никогда ничего не получится!». Критикующий Родитель может направлять свою энергию также и на поддержку или критику своего внутреннего Ребенка. Самоедство и самобичевание, активность внутреннего критика — НЕГАТИВНОГО Критикующего (Карающего) Родителя. Его задача состоит в ослаблении самооценки, в создании позиции неблагополучия (Я не благополучен). «Слабак! Неудачник! Бесполезно тебе что-либо поручать, завалишь» — звучит голос Критикующего Родителя, и взрослый человек теряет свой ресурс и ощущает себя вновь беззащитным и беспомощным ребенком.

Критика ПОЗИТИВНОГО Критикующего Родителя конструктивна, она поддерживает позицию «Я благополучен». «Сделал ошибку — исправляй!»

Поддерживающий родитель: когда я в ПОЗИТИВНОМ Заботливом Родителе, то я забочусь и помогаю, поддерживаю и подбадриваю. Я верю в успех человека, о котором забочусь. В основе отношений лежит уважение, доверие, открытость. Поощряется экзистенциальная позиция «Я благополучен — Вы благополучны». Те же принципы и в отношении внутреннего Ребенка — «Давай, дерзай, у тебя все получится!». Когда мы создаем банк «поглаживаний», то используем состояние Поощряющего Родителя, любящего и уважающего.

Когда человек в НЕГАТИВНОМ Поддерживающем Опекающем Родителе, то он демонстрирует гиперопеку, гиперпротекцию по отношению к другому.

Часто мы стараемся сделать, что-то за другого, не позволяем ему самому принять решение. В основе поведения НЕГАТИВНОГО Поддерживающего Родителя лежит неверие в способности другого человека и в способности своего внутреннего Ребенка быть успешным. «Ты неблагополучен. Я благополучен. И я спасу тебя, как бы ты ни сопротивлялся!» — девиз негативного Поддерживающего Родителя.

Критикующий Родитель охотно, с удовольствием и в любое время готов применять по полной программе свои карательные возможности и неохотно, вяло и малозаметно использует поощрения. То есть он очень настроен раздавать пинки. И совсем не настроен на «поглаживания». Эта часть родительского воспитания реализуется путем Родительских запретов. Запреты на поглаживания исходят от негативного Родителя.

Поддерживающий Родитель награждает, балует, потворствует. Его часть воспитания реализуется путем Родительских разрешений в том числе и на «поглаживания»: «Бери! Раздавай! Проси! Получай удовольствие! Мир так прекрасен! Ты можешь все! Живи! Будь счастливым!».

Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Адаптивный Ребенок (иногда отдельно выделяют Бунтующего Ребенка).

Спонтанное состояние — это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет — он находится в Свободном Ребенке. При этом он не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему больно или грустно. Он смеется, когда ему весело и хорошо. Свободный Ребенок придает теплоту и обаяние личности человека. Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым. Свободный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Свободный Ребенок представляет собой творческую часть личности, способную идти вслед за своими желаниями, проявлять свои чувства, заявлять о своих потребностях и делать это снова и снова. В этом состоянии индивид является счастливым, хоть и не конструктивным человеком. Такое эго-состояние развивается у людей, чье творческое начало не подавляли и поощряли здоровый эгоизм.

Запреты бывают и ценными, оберегающими жизнь, здоровье. Пренебрежение ценными запретами характерно для поведения НЕГАТИВНОГО Свободного Ребенка. Например, лихачество на дороге, любое злоупотребление пищей, алкоголем, наркотическими веществами, сексом. «Хочу! Мне нравится! Сейчас!» — традиционные слова. Стимулами для поведения являются удовольствие и наслаждение. Важной характеристикой негативного Свободного Ребенка является отсутствие интереса к последствиям и невозможность переноса или оттягивание удовольствия во времени.

Свободный Ребенок раним и беззащитен. Кроме того, он пакостлив и безрассуден.

Адаптивный Ребенок прошел через социализацию, различные формы воспитания и представляет собой продукт социальных воздействий.

Адаптивный Ребенок формируется от рождения до 6-7 лет под руководством родителей. Ребенок приспосабливается к требованиям отца, матери, бабушки и дедушки, возможно, няни, братьев и сестер. Все коммуникации сводятся к взаимодействию внутри семьи, внутри дома, внутри замкнутого, ограниченного пространства.

Адаптивный Ребенок приспосабливается к окружающему миру и внутренним требованиям. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен.
"Сказка «Красная Шапочка» учит нас тому, что волкам опасно разгуливать по лесу, где они могут встретить маленьких девочек". 
Бунтующий Ребенок – это результат конфликта между реально существующим Критикующим Родителем или же его убеждением/ями, и потребностями, желаниями, эмоциями личности. При подавлении поведение Внутреннего Ребенка становится противоположным тому, что диктует внешний Родитель (своего рода бунт).

Все мы бываем в состоянии НЕГАТИВНОГО Ребенка, кричим, бунтуем или дуемся и обижаемся. А проблема остается нерешенной. Вместо того, чтобы найти иной способ адаптации или выражения своего несогласия, мы выбираем бунт и стараемся все делать наоборот.

Порой взрослый человек проигрывает детские паттерны поведения, которые не соответствуют реальной ситуации. Если в детстве бунт приводил к желанному результату, то и во взрослой жизни он может часто встречаться в поведении.

Единственным рациональным эго-состоянием является эго-состояние «Взрослого». Он самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует. «Взрослый» разумен, логичен, холоден, объективен, свободен от предрассудков. Взрослое состояние развивается в течение всей жизни.

Компетентное Взрослое состояние принимает решения, изучив ситуацию, осмыслив полученную им информацию и сведения, содержащиеся в Родительском и Детском состоянии. И качество решений зависит от того, насколько хорошо информирован Взрослый и насколько он способен выбирать и анализировать информацию, предоставляемую Родителем и Ребенком.

Взрослая часть – это та часть личности, которая способна максимально объективно осознавать ситуацию здесь и сейчас и принимать решения на основании той ситуации, которая сложилась на данный момент, учитывая при этом прошлый опыт, но не опираясь на него полностью.

В этой части находится внутренняя гармония между тем что человек может, на что он способен, и что ему действительно нужно.

Внутренний взрослый формируется тогда, когда человек имеет возможность получать опыт и принимать решения, анализировать и сопоставлять факты.

Самостоятельно эта часть личности, конечно, не функционирует. Без интереса и эмоциональности Ребенка и разумного контроля со стороны Родителя, Взрослый является сухим и прагматичным логиком.

Активация Взрослого эго-состояния позволяет ускорить адаптацию к нестандартным жизненным ситуациям, не впадать в острые эмоциональные переживания и рассчитывать ситуацию наперед.

ДЕНЬ 3

Психотерапия Взрослого состояния заключается в уравновешивании трех эго-состояний и в формировании внутреннего разрешения на эмоциональный отклик - работа с "родительскими запретами".

Это состояние обычно формируется в соприкосновении приобретенного в детстве опыта и Родительских установок – это та модель, которая может развиться при подавлении эмоциональных реакций и воспитании рационального мышления в раннем возрасте.

У развитой личности между Родителем и Ребенком стоит Взрослый. Он посредничает между ними.

Оздоровление Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы уравновесить внутренние ощущения наказания или поощрения за выполненные или невыполненные задания. Мотивация не воздаянием, а личной ответственностью перед обществом (Творцом).

Сегодня особенно важна адаптивность и гибкость личности. Осознанная адаптивность — функция, в основном, Взрослого состояния. Она требует осторожности, дипломатичности, терпимости. Гибкость — это способность пожертвовать частью своих ожиданий, довольствоваться менее полным их удовлетворением.

Адаптивный и гибкий человек достигает своих целей, принимая взвешенные решения и планируя будущее, обдуманно и точно делая в настоящем то, что нужно для реализации своих планов. Он может позволить себе быть мягким и терпеливым. Он умеет вовремя реагировать на внезапные изменения ситуации. Он знает свои возможности и осознанно использует ресурсы всех своих эго-состояний, раскрывая в себе качества Творца.
З А Д А Н И Е

Понаблюдайте в течении дня, когда проявляется то или иное эго-состояние. Когда вы находитесь в роли "Взрослого", когда "Родителя", когда "Ребенка"?

 

Что запускает и прекращает то или иное эго-состояние?

 

Выполните упражнение: «Изучение эго-состояний».

 

Придумайте поведенческие ситуации с вашим участием в каждом из шести эго-состояний.

вы "Родитель": контролирующий, заботливый, вы "Взрослый", вы "Ребенок": свободный, адаптивный, бунтующий. Письменно.

Определите, с помощью опросника функциональных эго-состояний эгограмму. Хотите ли вы изменить что-либо в ней? Запишите типы поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния и начните практиковать их. Через неделю проверьте свою эгограмму.

Воспользуйтесь рекомендацими ниже.
РАЗВИТИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно, сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.
Стратегия гармонизации – это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.


РАЗВИВАЕМ ЭГО-СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Вот ряд упражнений, способствующих увеличению позитивной энергии развиваемого эго-состояния.
Включите воображение, чтобы применить их к вашей личной ситуации.


КРИТИКУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (КР)

1. Практикуйте конструктивную критику.

Как можно чаще практикуйте «конструктивную критику», тщательно анализируя и оценивая свое собственное поведение и поступки окружающих.

Правила конструктивной критики:

- всегда быть конкретным;

- предлагать альтернативные варианты решений проблем и вопросов;

- указывать на имеющиеся возможности и исследовать их;

- не претендовать на то, что вы истина в последней инстанции.

Благодаря этому вы сможете избежать активизации негативной части своего Критикующего Родителя, использующего осуждающую критику и реплики наподобие: «Ну я же Вам говорил…» или «Ты все делаешь неправильно…».

2. Устанавливайте границы.

Учитесь четко и сразу расставлять психологические границы для себя во взаимоотношениях с другими людьми: чего вы НЕ хотите для себя и что для вас неприемлемо. Тогда вам не придется играть роль Преследователя и Обвинителя, защищающего свои границы, нападая уже тогда, когда они нарушены.


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (ПР)

1. Давайте позитивные поглаживания.

Практикуйтесь в раздаче позитивных поглаживаний (поддержка, похвала) при любой возможности! И делайте это искренне!

2.  Учитесь заботиться о других.

Дарите людям как можно больше подарков, уделяя больше времени поиску именно тех гостинцев, которые действительно будут с радостью приняты ими.
Готовьте близким еду и угощения, приглашайте в гости, спрашивайте у них в какой поддержке и заботе они нуждаются, тем самым энергезируя заботливое начало своей личности.


ВЗРОСЛЫЙ (В)

1. Стройте планы.

Напишите свои идеи и планы, прежде чем предпринимать любые действия, что, как правило, является функцией Взрослого. Нередко особенно ощутимый эффект удается получить, записывая свои мысли в перекидной блокнот, специальный дневник или на доске.

2.  Занимайтесь постоянным самообучением.

Приучите себя получать новую информацию и проверять факты – посещайте лекции и семинары, читайте книги и газеты. Регулярно обращайтесь к энциклопедиям и словарям.

Для построения «взрослой» коммуникации важно:

1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.

2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.

3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.

4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.

5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.


СВОБОДНОЕ ДИТЯ (СД)

1.  Развивайте воображение и творчество.

В свободное время мечтайте, фантазируйте и экспериментируйте со «свободными ассоциациями». Почаще шутите и смейтесь над юморными высказываниями людей.

Всякий раз, когда вы почувствуете  усталость, смущение или депрессию, можете дать волю фантазиям. Рисуйте перед своим взором формы, узоры, цветные пятна и дыры. Представляйте нелепости.

2. Играйте в настольные игры и больше двигайтесь.

Подойдут занятия и игры, которые задействуют ваше воображение и требуют взаимодествия с другими «детьми». От прогулок на лошадях и настольного тенниса, до «Мафии», «Крокодила», «Угадай кто ты».

Пробуйте и осваивайте новые виды деятельности: танцы, гимнастику, пение, рисование и пластику.


АДАПТИВНОЕ ДИТЯ (АД)

1. Принимайте заботу окружающих.

Возьмите за правило открыто принимать поглаживания со стороны других людей и благодарить их за это.
Говорите прямо и конкретно о том, чего вы хотите. Просите о помощи и внимании со стороны близких вам людей.

2.  Ориентируйтесь на свои желания.

Учет желаний и требований других людей – это конечно же хорошо, однако учитесь открыто заявлять о своих «хочу» и «не хочу». Разрешите себе желать.

Научитесь выяснять, что хотят от Вас окружающие, и конструктивно реагируйте на них.
Отвергайте негативные поглаживания и неконструктивную критику.
"Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, и вам повезет встретить кого-то".
Книготерапия: