ДЕНЬ 1
ЭТАПЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭРИКА ЭРИКСОНА

Эрик Эриксон был эго-психологом, разработавшим одну из самых популярных и влиятельных теорий развития. В то время как на его теорию оказала влияние работа психоаналитика Зигмунда Фрейда, теория Эриксона была сосредоточена на психосоциальном развитии, а не на психосексуальном развитии.

Этапы, составляющие его теорию, заключаются в следующем:

ЭТАП 1: ДОВЕРИЕ ПРОТИВ НЕДОВЕРИЯ
ЭТАП 2: АВТОНОМИЯ ПРОТИВ СТЫДА И СОМНЕНИЯ
ЭТАП 3: ИНИЦИАТИВНОСТЬ ПРОТИВ ЧУВСТВА ВИНЫ
ЭТАП 4: ТРУДОЛЮБИЕ ПРОТИВ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
ЭТАП 5: ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ РОЛЕВОГО БЕСПОРЯДКА
СТАДИЯ 6: ИНТИМНОСТЬ ПРОТИВ ИЗОЛЯЦИИ
ЭТАП 7: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТИВ ЗАСТОЯ
ЭТАП 8: ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ

Подобно Зигмунду Фрейду, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов.
Однако, в отличие от теории Фрейда о психосексуальных стадиях, теория Эриксона описывала влияние социального опыта на протяжении всей жизни. Эриксона интересовало, как социальное взаимодействие и отношения играют роль в развитии и росте людей.

Конфликт На Каждом Этапе

Каждая стадия в теории Эриксона основывается на предыдущих стадиях и прокладывает путь для следующих периодов развития. Эриксон считал, что на каждом этапе люди переживают конфликт, который служит поворотным моментом в развитии.

По мнению Эриксона, эти конфликты сосредоточены либо на развитии психологического качества, либо на неспособности развить это качество. В это время потенциал для личностного роста высок, но так же высок и потенциал для неудачи.

Если люди успешно справляются с конфликтом, они выходят на сцену с психологическими силами, которые будут хорошо служить им всю оставшуюся жизнь.

Если они не смогут эффективно справляться с этими конфликтами, они могут не развить необходимые навыки, необходимые для сильного чувства собственного достоинства.

Мастерство Ведет к Силе Эго

Эриксон также считал, что чувство компетентности мотивирует поведение и действия. Каждый этап в теории Эриксона связан с приобретением компетентности в той или иной области жизни.

Если этап проходит хорошо, человек почувствует чувство мастерства, которое иногда называют силой эго или качеством эго. Если этап управляется плохо, у человека возникнет чувство неадекватности в этом аспекте развития.
"Концепция психосоциального развития в основном относится к тому, как взаимодействие человека с окружающей средой определяется фундаментальными изменениями в его личности".
ДЕНЬ 2
Этап 1: Доверие против недоверия

Первый этап теории психосоциального развития Эриксона происходит в возрасте от рождения до 1 года и является наиболее фундаментальным этапом в жизни. Поскольку младенец полностью зависим, развитие доверия основано на надежности и качестве тех, кто ухаживает за ребенком.

На этом этапе развития ребенок полностью зависит от взрослых воспитателей во всем, что ему нужно для выживания, включая еду, любовь, тепло, безопасность и заботу. Если воспитатель не сможет обеспечить надлежащий уход и любовь, ребенок почувствует, что он не может доверять взрослым или зависеть от них в своей жизни.

Результаты

Если ребенок успешно развивает доверие, он будет чувствовать себя в безопасности и защищенности в этом мире.

Воспитатели, которые непоследовательны, эмоционально недоступны или отвергают, способствуют возникновению чувства недоверия у детей, находящимся под их опекой. Неспособность развить доверие приведет к страху и убеждению в том, что мир непоследователен и непредсказуем.

На первом этапе психосоциального развития у детей развивается чувство доверия, когда воспитатели обеспечивают надежность, заботу и привязанность. Отсутствие этого приведет к недоверию.

Ни у одного ребенка не разовьется чувство 100% доверия или 100% сомнения. Эриксон считал, что успешное развитие – это достижение баланса между двумя противоположными сторонами. Когда это происходит, у детей появляется надежда, которую Эриксон описал как открытость опыту.

Этап 2: Автономия против стыда и сомнения

Второй этап теории психосоциального развития Эриксона проходит в раннем детстве и ориентирован на развитие у детей большего чувства личного контроля.

Роль независимости

На этом этапе развития дети только начинают обретать небольшую независимость. Они начинают самостоятельно выполнять основные действия и принимать простые решения о том, что они предпочитают. Позволяя детям делать выбор и получать контроль, родители и воспитатели могут помочь детям развить чувство автономии[2а].

Приучение к Горшку

Основная тема этого этапа заключается в том, что детям необходимо развивать чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости. Приучение к горшку играет важную роль в том, чтобы помочь детям развить это чувство самостоятельности.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что приучение к туалету было жизненно важной частью этого процесса. Однако рассуждения Эриксона были совершенно иными, чем у Фрейда. Эриксон считал, что умение контролировать свои телесные функции приводит к чувству контроля и независимости. Другие важные события включают в себя получение большего контроля над выбором продуктов питания, предпочтениями в игрушках и выбором одежды.

Результаты

Дети, которые борются и которых стыдят за свои несчастные случаи, могут остаться без чувства личного контроля. Успех на этой стадии психосоциального развития приводит к чувству автономии; неудача приводит к чувству стыда и сомнения.

Нахождение Баланса

Дети, успешно завершившие этот этап, чувствуют себя в безопасности и уверенно, в то время как те, кто этого не делает, остаются с чувством неадекватности и неуверенности в себе. Эриксон считал, что достижение баланса между автономией, стыдом и сомнениями приведет к вере в то, что дети могут действовать намеренно и в разумных пределах.

Этап 3: Инициативность против чувства вины

Третий этап психосоциального развития происходит в дошкольном возрасте. На этом этапе психосоциального развития дети начинают утверждать свою власть и контроль над миром, управляя игрой и другими социальными взаимодействиями.
Дети, добившиеся успеха на этом этапе, чувствуют себя способными и способными руководить другими. Те, кому не удается овладеть этими навыками, остаются с чувством вины, неуверенностью в себе и отсутствием инициативы.

Результаты

Основная тема третьего этапа психосоциального развития заключается в том, что детям необходимо начать утверждать контроль и власть над окружающей средой. Успех на этом этапе приводит к ощущению цели. Дети, которые пытаются проявить слишком много силы, испытывают неодобрение, что приводит к чувству вины.

Когда достигается идеальный баланс индивидуальной инициативы и готовности работать с другими, появляется качество эго, известное как целеустремленность.

Этап 4: Трудолюбие против неполноценности

Четвертый психосоциальный этап проходит в ранние школьные годы примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Благодаря социальному взаимодействию у детей начинает развиваться чувство гордости за свои достижения и способности.

Детям необходимо справляться с новыми социальными и академическими требованиями. Успех приводит к чувству компетентности, в то время как неудача приводит к чувству неполноценности.

Результаты

Дети, которых поощряют и хвалят родители и учителя, развивают чувство компетентности и веру в свои навыки. Те, кто получает мало или вообще не получает поощрения от родителей, учителей или сверстников, будут сомневаться в своих способностях добиться успеха.

Успешное нахождение равновесия на этом этапе психосоциального развития приводит к силе, известной как компетентность, при которой у детей развивается вера в свои способности справляться с поставленными перед ними задачами.

Этап 5: Идентичность против ролевого беспорядка

Пятый психосоциальный этап приходится на часто неспокойные подростковые годы. Этот этап играет важную роль в развитии чувства личной идентичности, которое будет продолжать влиять на поведение и развитие на протяжении всей оставшейся жизни человека. Подросткам необходимо развивать чувство собственного достоинства и индивидуальности. Успех приводит к способности оставаться верным себе, в то время как неудача приводит к путанице в ролях и слабому самоощущению.

В подростковом возрасте дети исследуют свою независимость и развивают чувство собственного "я". Те, кто получает надлежащее поощрение и подкрепление в результате личного исследования, выйдут из этой стадии с сильным чувством собственного достоинства и чувством независимости и контроля. Те, кто остается неуверенным в своих убеждениях и желаниях, будут чувствовать себя неуверенно и смущены собой и будущим.

Что Такое Идентичность?

Когда психологи говорят об идентичности, они имеют в виду все убеждения, идеалы и ценности, которые помогают формировать и направлять поведение человека. Успешное завершение этого этапа приводит к верности, которую Эриксон описал как способность жить по стандартам и ожиданиям общества.

Хотя Эриксон считал, что каждая стадия психосоциального развития важна, он уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Идентичность эго-это осознанное чувство собственного "я", которое мы развиваем в процессе социального взаимодействия и которое становится центральным на этапе психосоциального развития "идентичность против путаницы".

Согласно Эриксону, наша идентичность эго постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую мы получаем в ходе нашего ежедневного взаимодействия с другими людьми. По мере того, как у нас появляется новый опыт, мы также решаем проблемы, которые могут помочь или помешать развитию идентичности.

Почему Идентичность Важна

Наша личная идентичность дает каждому из нас целостное и целостное чувство собственного "я", которое сохраняется на протяжении всей нашей жизни. Наше чувство личной идентичности формируется нашим опытом и взаимодействием с другими людьми, и именно эта идентичность помогает направлять наши действия, убеждения и модели поведения.

ДЕНЬ 3

Андрей Евгеньевич Личко – советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации предлагает развернутую и достаточно полную типологию акцентуированных характеров подростков. Свое внимание к подростковому возрасту автор объясняет тем, что в этом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Е. Личко, включает следующие типы: гипертимный, циклотимный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, истероидный, шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый и конформный.

Гипертимный: отличаются подвижностью и общительностью, а их основная черта характера — приподнятое настроение.

Циклотимный: основная черта — немотивированная смена настроения от приподнятого до подавленного.

Лабильный: характерны перепады настроения, которые происходят в ответ на внешние раздражители.

Астеноневротический: характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

Сенситивный: свойственна повышенная чувствительность ко всему к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает.

Психастенический: основная черта — стремление придерживаться определенного порядка, склонность действовать в соответствии с определенными правилами, стандартами.

Шизоидный: наиболее существенной чертой является замкнутость.

Эпилептоидный: представители этого типа отличаются прежде всего своими лидерскими качествами.

Истероидный: у представителей выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

Неустойчивый: представители обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и к праздности.

Конформный: демонстрирует бездумное, некритичное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.
"Ребенок становится взрослым не тогда, когда он осознает, что он имеет право быть правым, но когда он осознает, что он также имеет право ошибаться".
Стадия 6: Интимность против изоляции

Молодёжи необходимо формировать близкие, любвеобильные отношения с другими людьми. Успех ведет к прочным отношениям, в то время как неудача приводит к одиночеству и изоляции. Этот этап охватывает период ранней взрослости, когда люди исследуют личные отношения.

Эриксон считал жизненно важным, чтобы люди развивали тесные, преданные отношения с другими людьми. Те, кто добьется успеха на этом этапе, сформируют прочные и безопасные отношения.

Развитие на более ранних этапах

Помните, что каждый шаг основывается на навыках, полученных на предыдущих шагах. Эриксон считал, что сильное чувство личной идентичности важно для развития интимных отношений. Исследования показали, что люди с плохим самоощущением, как правило, имеют менее преданные отношения и с большей вероятностью будут бороться с эмоциональной изоляцией, одиночеством и депрессией.

Успешное разрешение этой стадии приводит к добродетели, известной как любовь. Она характеризуется способностью формировать прочные, значимые отношения с другими людьми.

Этап 7: Производительность против застоя

Взрослым необходимо создавать или воспитывать то, что переживет их, часто заводя детей или создавая позитивные изменения, которые приносят пользу другим людям. Успех приводит к чувству полезности и достижения, в то время как неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

В зрелом возрасте мы продолжаем строить свою жизнь, сосредоточившись на карьере и семье. Те, кто добьется успеха на этом этапе, почувствуют, что они вносят свой вклад в мир, проявляя активность в своем доме и обществе. Те, кому не удастся овладеть этим навыком, будут чувствовать себя непродуктивными и не вовлеченными в общественное пространство.

Забота – это добродетель, приобретаемая при успешном прохождении данного этапа. Гордиться своими достижениями, наблюдать, как ваши дети вырастают и развивать чувство единства со своим спутником жизни – важные достижения этого уровня.

ДЕНЬ 4

Американский психотерапевт Александр Лоуэн составил свою типологию характеров актуальных для данного этапа, основываясь на защитных моделях поведения людей. Всего он выделил 5 типов:

1. Оральный. Представители этого типа характера зависят от чужого мнения, боятся быть брошенными и отвергнутыми. Сильно зависимы от других людей, постоянно нуждаются в любви, заботе и поддержке, но сами при этом не готовы ничего предпринимать.

2. Мазохистский. Люди с таким типом характера склонны жаловаться, заниматься самобичеванием, любят страдать сами и мучить других. Все, что доставляет окружающим неудовольствие, приносит мазохисту наслаждение. Он никому не доверяет, часто ненавидит всех и таит злобу.

3. Истерический. Характеризуется безрассудными вспышками эмоций, театрализованным поведением. Женщины истерического типа выделяются неприкрытым кокетством, которое выражается в походке, речи и взгляде. Отсутствие разрядки в результате переизбытка энергии приводит к тревожности. Однако и находиться долго в состоянии баланса такие люди не могут. Спокойствие они воспринимают как скучную и серую жизнь и всячески пытаются вновь зарядиться, специально попадая в неоднозначные ситуации.

4. Нарциссический. Этот тип характера свойственен преимущественно мужчинам. Его представители энергичны, амбициозны, самоуверенны и зачастую высокомерны. Они достигают успеха в профессиональной деятельности, упорно добиваются поставленных целей, сексуально привлекательны для противоположного пола. Отличительными чертами также являются напор, агрессивность и борьба.

5. Шизоидный. Люди этого типа оторваны от реальности, не могут адекватно проявлять эмоции. Они умеют любить, но это чувство будет длиться недолго, поскольку попытки поддерживать контакт вызывают у шизоидного человека сильное внутреннее напряжение, которое становится причиной разрыва.
Этап 8: Целостность против отчаяния
Заключительная психосоциальная стадия наступает в пожилом возрасте и направлена на размышление о жизни.

На этом этапе развития люди оглядываются на события своей жизни и определяют, довольны ли они той жизнью, которую прожили, или сожалеют о том, что сделали или не сделали.

Теория Эриксона отличалась от многих других тем, что она рассматривала развитие на протяжении всей жизни, включая старость. Пожилым людям нужно оглянуться на жизнь и почувствовать чувство удовлетворения. Успех на этом этапе приводит к чувству мудрости, в то время как неудача приводит к сожалению, горечи и отчаянию.

На этом этапе люди вспоминают события своей жизни и подводят итоги. Те, кто оглядывается назад на жизнь, которую, по их мнению, они прожили хорошо, почувствуют удовлетворение и будут готовы встретить конец своей жизни с чувством покоя. Те, кто оглядывается назад и испытывает только сожаление, вместо этого будут испытывать страх, что их жизнь закончится, не выполнив того, что, по их мнению, они должны были иметь.

Результаты

Те, кто потерпит неудачу на этом этапе, почувствуют, что их жизнь была потрачена впустую, и могут испытать много сожалений. У человека останутся чувства горечи и отчаяния.

Те, кто гордится своими достижениями, почувствуют себя добропорядочными. Успешное завершение этой фазы означает взгляд назад с небольшим сожалением и общим чувством удовлетворения. Эти люди обретут мудрость, даже столкнувшись лицом к лицу со смертью.

Сильные и слабые стороны теории Эриксона

Теория Эриксона также имеет свои ограничения и привлекает обоснованную критику. Какие виды опыта необходимы для успешного прохождения каждого этапа? Как человек переходит от одной стадии к другой?

Поддержка

Одной из сильных сторон психосоциальной теории является то, что она обеспечивает широкую основу для рассмотрения развития на протяжении всей жизни. Это также позволяет нам подчеркнуть социальную природу людей и то важное влияние, которое социальные отношения оказывают на развитие.

Исследователи нашли доказательства, подтверждающие идеи Эриксона об идентичности и дополнительно определили различные подэтапы формирования идентичности. Некоторые исследования также показывают, что люди, которые формируют сильную индивидуальность в подростковом возрасте, лучше способны к формированию интимных отношений в раннем взрослом возрасте. Однако другие исследования показывают, что формирование и развитие идентичности продолжается и во взрослом возрасте.
Приглашаем вас в кругосветное путешествие с известной датской журналисткой Лоун Франк, в котором мы встретимся и поговорим о генетике с лучшими умами современности. Исследования и встречи с учеными открывают немало нового и для самой журналистки. Но сюрпризы ждут каждого зрителя. Фильм объединяет знания, полученные Франк за время работы научным журналистом и данные различных исследований в киноповествование, тем самым делая тайну науки о формировании личности понятной и доступной каждому.
"Жизнь бессмысленна без взаимозависимости. Мы нужны друг другу, и чем раньше мы узнаем это, тем лучше для всех нас".
З А Д А Н И Е

Проведите анализ собственных жизненных ситуаций на каждом из восьми возрастных этапов.

Опишите каждый этап на основании воспоминаний соответствующего периода. Отметьте самые яркие события на каждом из этапов. Были ли достигнуты главные цели? Если нет, то почему?

Какие переживания вызывает у вас каждый из восьми этапов?

Опишите ваши переживания. Укажите самую яркую эмоцию для каждого из этапов.

Определите свою подростковую типологию по А.Е. Личко.

Отметьте сильные и слабые стороны данного типа.

Определите свой характер по А. Лоуэн(у)

Отметьте сильные и слабые стороны данного типа.

Выполните упражнение "Детские фрустрации"

1. На листе бумаги перечислите фрустрации, которые повторялись у вас в детстве. 2. Рядом кратко опишите, как вы на них реагировали. (Реакций может быть несколько – перечислите наиболее частые, см. пример).