ДЕНЬ 1

ЭТАПЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭРИКА ЭРИКСОНА

Эрик Эриксон, выдающийся эго-психолог, создал одну из самых популярных и влиятельных теорий развития. В отличие от теории Зигмунда Фрейда, Эриксон сфокусировался на психосоциальном развитии, а не на психосексуальном.

Ключевые компоненты его теории включают в себя следующие этапы:

ЭТАП 1: ДОВЕРИЕ ПРОТИВ НЕДОВЕРИЯ
ЭТАП 2: АВТОНОМИЯ ПРОТИВ СТЫДА И СОМНЕНИЯ
ЭТАП 3: ИНИЦИАТИВНОСТЬ ПРОТИВ ЧУВСТВА ВИНЫ
ЭТАП 4: ТРУДОЛЮБИЕ ПРОТИВ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
ЭТАП 5: ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ РОЛЕВОГО БЕСПОРЯДКА
СТАДИЯ 6: ИНТИМНОСТЬ ПРОТИВ ИЗОЛЯЦИИ
ЭТАП 7: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТИВ ЗАСТОЯ
ЭТАП 8: ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ

Подобно Зигмунду Фрейду, Эриксон также придерживался идеи о том, что личность проходит через несколько этапов развития. Однако, в отличие от Фрейда, чья теория была связана с психосексуальными стадиями, теория Эриксона уделяла внимание влиянию социального опыта на жизнь человека в целом. Для Эриксона существенным было понимание того, как взаимодействие с окружающими и установление отношений оказывает влияние на процесс эволюции и развития личности.

Конфликт на каждом этапе

Каждая последующая стадия в теории Эриксона строится на основе предыдущих и определяет путь для дальнейшего развития. По мнению этого ученого, на каждом этапе жизни человека возникает конфликт, который играет важную роль в его эволюции.

Согласно Эриксону, эти конфликты фокусируются на развитии определенного психологического качества или на невозможности его достижения. В этот момент потенциал для личностного роста огромен, но также велика вероятность неудач.

Успешное преодоление конфликта позволяет приобрести психологическую силу, которая будет помогать на протяжении всей жизни. В случае неудачи же человек может остаться без необходимых навыков для развития сильного чувства собственного достоинства.

Мастерство ведет к силе эго

Эриксон также считал, что чувство компетентности мотивирует поведение и действия. Каждый этап в теории Эриксона связан с приобретением компетентности в той или иной области жизни.

Если этап проходит хорошо, человек почувствует чувство мастерства, которое иногда называют силой эго или качеством эго. Если этап управляется плохо, у человека возникнет чувство неадекватности в этом аспекте развития.
"Концепция психосоциального развития в основном относится к тому, как взаимодействие человека с окружающей средой определяется фундаментальными изменениями в его личности".
ДЕНЬ 2

Этап 1: Доверие против недоверия

Первый этап развития по теории Эриксона - это период от рождения до 1 года, который считается наиболее важным в жизни. В этот период доверие к окружающим основано на надежности и заботе родителей.

Ребенок в этом возрасте абсолютно зависит от взрослых во всем - от питания до заботы и любви. Если уход и внимание не будут достаточными, ребенок может начать испытывать недоверие к окружающим и свою зависимость от них.

Для того чтобы ребенок успешно развил доверие, необходимо, чтобы он чувствовал себя защищенным и безопасным в этом мире.

Воспитатели, которые проявляют непоследовательность, эмоциональную недоступность или отвергают детей, могут способствовать появлению у них чувства недоверия. Отсутствие развития доверия может привести к страху и убеждению в непредсказуемости и ненадежности мира.

На начальном этапе психосоциального развития детей очень важно, чтобы воспитатели обеспечивали надежность, заботу и привязанность, чтобы у детей формировалось чувство доверия. В противном случае, недоверие может укорениться.

Важно помнить, что у ребенка не бывает абсолютного доверия или абсолютного недоверия. Эриксон подчеркивал, что успешное развитие достигается через достижение баланса между этими двумя крайностями. Когда это происходит, у детей появляется надежда, которую Эриксон описывал как открытость к новым опытам.

Этап 2: Автономия против стыда и сомнения

В раннем детстве наступает второй этап теории психосоциального развития Эриксона, который направлен на формирование у детей большего чувства личного контроля.

На данном этапе дети только начинают приобретать небольшую степень независимости. Они приступают к самостоятельному выполнению основных действий и принятию простых решений о своих предпочтениях. Предоставляя детям возможность выбора и контроля, родители и педагоги могут способствовать развитию у детей чувства автономии.

Приучение к горшку

В данном этапе развития детей основной акцент ставится на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и независимости. Важную роль в этом играет процесс приучения к горшку, который способствует развитию чувства самостоятельности. Эриксон, подобно Фрейду, придавал большое значение этому этапу развития. Однако их подходы к этому вопросу различаются. Эриксон утверждал, что умение контролировать свои физиологические функции способствует развитию чувства контроля и независимости. Кроме того, другие важные события включают в себя увеличение контроля над выбором пищи, игрушек и одежды.

Дети, проявляющие решимость в преодолении трудностей и тех, кого упрекают за неудачи, могут лишиться чувства контроля над собой. Успех на этапе психосоциального развития ведет к ощущению автономии, а неудача - к ощущению стыда и сомнения.

Нахождение баланса

Дети, успешно завершившие этот этап, ощущают себя в безопасности и уверенно, в то время как несовершенные остаются с чувством неадекватности и неуверенности в себе. Эриксон считал, что достижение баланса между автономией, стыдом и сомнениями приведет к уверенности в том, что дети могут действовать намеренно и в разумных пределах.

Этап 3: Инициативность против чувства вины

В дошкольном возрасте наступает третий этап психосоциального развития. На этой стадии дети начинают проявлять свою власть и контроль над окружающим миром, управляя игрой и другими социальными взаимодействиями. Успешные дети на этом этапе ощущают себя способными и уверенными в себе лидерами. Те, кто не справляется с этими навыками, остаются с чувством вины, неуверенностью и отсутствием инициативы.

Основная тема третьего этапа психосоциального развития заключается в том, что дети должны начать утверждать контроль и власть над окружающей средой. Успех на этом этапе приводит к ощущению цели. Дети, которые проявляют чрезмерную силу, сталкиваются с неодобрением и чувством вины.

При достижении идеального баланса между индивидуальной инициативой и готовностью работать с другими развивается качество эго, известное как целеустремленность.

Этап 4: Трудолюбие против неполноценности

В ранние школьные годы, в возрасте от 5 до 11 лет, дети начинают развивать чувство гордости за свои достижения и способности благодаря социальному взаимодействию. Справляясь с новыми требованиями, они ищут успех, который приносит чувство компетентности, в то время как неудача вызывает чувство неполноценности.

Поощрение и похвала со стороны родителей и учителей способствуют развитию у детей веры в свои навыки и компетентности. Недостаток поощрения, наоборот, может вызвать сомнения в собственных способностях.

Нахождение равновесия на этом этапе психосоциального развития приводит к силе компетентности, где дети верят в свои способности успешно справляться с задачами, стоящими перед ними.


Этап 5: Идентичность против ролевого беспорядка

Пятый психосоциальный этап приходится на часто неспокойные подростковые годы. Этот этап играет важную роль в развитии чувства личной идентичности, которое будет продолжать влиять на поведение и развитие на протяжении всей оставшейся жизни человека. Подросткам необходимо развивать чувство собственного достоинства и индивидуальности. Успех приводит к способности оставаться верным себе, в то время как неудача приводит к путанице в ролях и слабому самоощущению.

В подростковом возрасте дети исследуют свою независимость и развивают чувство собственного "я". Те, кто получает надлежащее поощрение и подкрепление в результате личного исследования, выйдут из этой стадии с сильным чувством собственного достоинства и чувством независимости и контроля. Те, кто остается неуверенным в своих убеждениях и желаниях, будут чувствовать себя неуверенно и смущены собой и будущим.

Что такое идентичность?

При речи о психологической идентичности, подразумевается совокупность убеждений, идеалов и ценностей, влияющих на поведение человека. Успешное прохождение этого этапа ведет к верности, о которой говорил Эриксон как способности соответствовать стандартам и ожиданиям общества.

Хотя каждая стадия психосоциального развития имеет свое значение, особое внимание Эриксон уделял развитию эго-идентичности. Идентичность эго – это осознанное чувство собственного "я", формируемое в процессе социального взаимодействия и становящееся центральным на этапе "идентичность против путаницы".

По мнению Эриксона, наша идентичность эго постоянно меняется под влиянием новых опытов и информации, получаемых в процессе взаимодействия с другими людьми. Новый опыт помогает нам решать проблемы, способствующие или препятствующие развитию идентичности.

Почему идентичность важна

Наша индивидуальная идентичность обеспечивает нам цельное чувство самопонимания, которое сопровождает нас в течение всей нашей жизни. Наша личная идентичность формируется нашим опытом и взаимодействием с другими людьми, и именно эта уникальность помогает нам в наших поступках, убеждениях и образце поведения.

ДЕНЬ 3

Андрей Евгеньевич Личко – советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации предлагает развернутую и достаточно полную типологию акцентуированных характеров подростков. Свое внимание к подростковому возрасту автор объясняет тем, что в этом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Е. Личко, включает следующие типы: гипертимный, циклотимный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, истероидный, шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый и конформный.

Гипертимный: отличаются подвижностью и общительностью, а их основная черта характера — приподнятое настроение.

Циклотимный: основная черта — немотивированная смена настроения от приподнятого до подавленного.

Лабильный: характерны перепады настроения, которые происходят в ответ на внешние раздражители.

Астеноневротический: характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

Сенситивный: свойственна повышенная чувствительность ко всему к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает.

Психастенический: основная черта — стремление придерживаться определенного порядка, склонность действовать в соответствии с определенными правилами, стандартами.

Шизоидный: наиболее существенной чертой является замкнутость.

Эпилептоидный: представители этого типа отличаются прежде всего своими лидерскими качествами.

Истероидный: у представителей выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

Неустойчивый: представители обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и к праздности.

Конформный: демонстрирует бездумное, некритичное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.
"Ребенок становится взрослым не тогда, когда он осознает, что он имеет право быть правым, но когда он осознает, что он также имеет право ошибаться".
Этап 6: Интимность против изоляции

Для молодых людей крайне важно создавать близкие, заботливые связи с окружающими. Успех способствует укреплению отношений, в то время как неудача может привести к одиночеству и изоляции. Этот этап охватывает период ранней взрослости, когда люди исследуют свои личные отношения.

Эриксон подчеркивал жизненную важность развития тесных, преданных связей с другими людьми. Те, кто достигнет успеха на этом этапе, смогут создать крепкие и безопасные отношения.

Развитие на более ранних этапах

Необходимо помнить, что каждый шаг строится на основе навыков, приобретенных на предыдущих этапах. Эриксон подчеркивал важность сильного чувства личной идентичности для развития интимных отношений. Исследования доказывают, что люди с низким самооценочным уровнем обычно имеют менее прочные отношения и чаще сталкиваются с эмоциональной изоляцией, одиночеством и депрессией.

Успешное преодоление этого этапа приводит к качеству, известному как любовь. Это предполагает возможность формирования устойчивых и значимых связей с другими людьми.

Этап 7: Производительность против застоя

Взрослым следует стремиться к созданию и воспитанию наследия, которое будет продолжать их жизнь через детей или позитивные изменения вокруг себя. Успех приносит чувство удовлетворения и выполненности, в то время как неудача ведет к поверхностному существованию.

В зрелом возрасте мы продолжаем строить свою жизнь, сосредотачиваясь на карьере и семье. Те, кто достигает успеха в этом, ощущают удовлетворение от своего вклада в мир, проявляя активность в обществе. Те, кто не справляется с этим, чувствуют себя бесполезными и оторванными от общества.

Забота - это добродетель, которую мы приобретаем, достигая успеха на данном этапе. Гордиться своими достижениями, наблюдать за ростом своих детей и развивать единство со своим партнером по жизни - важные вехи на пути к счастью.

ДЕНЬ 4

Американский психотерапевт Александр Лоуэн составил свою типологию характеров актуальных для данного этапа, основываясь на защитных моделях поведения людей. Всего он выделил 5 типов:

1. Оральный. Представители этого типа характера зависят от чужого мнения, боятся быть брошенными и отвергнутыми. Сильно зависимы от других людей, постоянно нуждаются в любви, заботе и поддержке, но сами при этом не готовы ничего предпринимать.

2. Мазохистский. Люди с таким типом характера склонны жаловаться, заниматься самобичеванием, любят страдать сами и мучить других. Все, что доставляет окружающим неудовольствие, приносит мазохисту наслаждение. Он никому не доверяет, часто ненавидит всех и таит злобу.

3. Истерический. Характеризуется безрассудными вспышками эмоций, театрализованным поведением. Женщины истерического типа выделяются неприкрытым кокетством, которое выражается в походке, речи и взгляде. Отсутствие разрядки в результате переизбытка энергии приводит к тревожности. Однако и находиться долго в состоянии баланса такие люди не могут. Спокойствие они воспринимают как скучную и серую жизнь и всячески пытаются вновь зарядиться, специально попадая в неоднозначные ситуации.

4. Нарциссический. Этот тип характера свойственен преимущественно мужчинам. Его представители энергичны, амбициозны, самоуверенны и зачастую высокомерны. Они достигают успеха в профессиональной деятельности, упорно добиваются поставленных целей, сексуально привлекательны для противоположного пола. Отличительными чертами также являются напор, агрессивность и борьба.

5. Шизоидный. Люди этого типа оторваны от реальности, не могут адекватно проявлять эмоции. Они умеют любить, но это чувство будет длиться недолго, поскольку попытки поддерживать контакт вызывают у шизоидного человека сильное внутреннее напряжение, которое становится причиной разрыва.
Этап 8: Целостность против отчаяния

Финальная психосоциальная стадия наступает в пожилом возрасте с целью размышления о жизни.
На этом этапе развития люди оценивают события своей жизни и определяют, довольны ли они своим прошлым или испытывают сожаление по поводу своих действий или бездействий.

Теория Эриксона выделяется тем, что она учитывает процесс развития на протяжении всей жизни, включая старость. Пожилым людям необходимо взглянуть на свою жизнь и ощутить удовлетворение. Успешное пройденное этап может привести к ощущению мудрости, в то время как неудача вызовет горечь, сожаление и отчаяние.

На данном этапе люди вспоминают события своей жизни и делают выводы. Те, кто рассматривает свою жизнь как успешную, почувствуют удовлетворение и будут спокойно готовы к завершению своего пути. Те, кто испытывает лишь сожаление при взгляде назад, будут ощущать страх перед невыполненными желаниями.

Те, кто не справится с вызовами этого этапа, почувствуют, что их жизнь прошла впустую, и будут испытывать множество сожалений. У них останется горечь и отчаяние.

Гордость своими достижениями поможет чувствовать себя добропорядочными, а успешное завершение этой фазы - обрести мудрость и удовлетворение.

Сильные и слабые стороны теории Эриксона

Теория Эриксона подвергается обоснованной критике и имеет свои ограничения. Необходимо определить, какие виды опыта необходимы для успешного прохождения каждого этапа и каким образом человек переходит от одной стадии к другой.

Поддержка

Одной из сильных сторон психосоциальной теории является ее способность обеспечить широкую основу для анализа жизненного пути человека. Это также позволяет акцентировать внимание на социальной природе человека и важном влиянии, которое социальные отношения оказывают на его развитие.

Исследователи выявили доказательства, подтверждающие концепцию Эриксона о формировании личности и дополнительно определили различные этапы этого процесса. Некоторые исследования также указывают на то, что люди, сформировавшие сильную личность в подростковом возрасте, лучше приспособлены к установлению близких отношений в раннем взрослом возрасте. В то же время другие исследования свидетельствуют о том, что формирование и развитие личности продолжается и во взрослом возрасте.
Позвольте пригласить вас принять участие в захватывающем кругосветном путешествии в компании известной датской журналистки Лоун Франк. Во время нашего путешествия мы встретимся с ведущими умами современности и поговорим о ключевых аспектах генетики. Эти встречи и исследования будут не только раскрывать новые горизонты для нас, но и поражать каждого зрителя удивительными открытиями. В фильме Лоун Франк объединила свои собственные знания, накопленные в процессе научной журналистики, с результатами современных исследований, чтобы сделать тайны формирования личности понятными и доступными для каждого зрителя. Добро пожаловать в увлекательный мир науки!
"Жизнь бессмысленна без взаимозависимости. Мы нужны друг другу, и чем раньше мы узнаем это, тем лучше для всех нас".
З А Д А Н И Е

Проведите анализ собственных жизненных ситуаций на каждом из восьми возрастных этапов.

Опишите каждый этап на основании воспоминаний соответствующего периода. Отметьте самые яркие события на каждом из этапов. Были ли достигнуты главные цели? Если нет, то почему?

Какие переживания вызывает у вас каждый из восьми этапов?

Опишите ваши переживания. Укажите самую яркую эмоцию для каждого из этапов.

Определите свою подростковую типологию по А.Е. Личко.

Отметьте сильные и слабые стороны данного типа.

Определите свой характер по А. Лоуэн(у)

Отметьте сильные и слабые стороны данного типа.

Выполните упражнение "Детские фрустрации"

1. На листе бумаги перечислите фрустрации, которые повторялись у вас в детстве. 2. Рядом кратко опишите, как вы на них реагировали. (Реакций может быть несколько – перечислите наиболее частые, см. пример).