ДЕНЬ 1
АТТРАКЦИЯ И ОСОЗНАННОСТЬ

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему.

Аттракцию можно рассматривать также как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в аффективных категориях. Здесь «другой», становится иллюзией. Отсутствует диалог в «другом» видят лишь отражение и воплощение надежд и желаний. Личность «другого» воспринимается не целостно, а выборочно и искаженно в соответствии с психологическими потребностями поклонника. Здесь поклонник неосознанно обманывается своим внутренним миром.
Нечто подобное происходит в феномене индуцированного психоза, о котором шла речь в одной из прошлых статей. Индуцированный психоз (Folie à deux) – это психический синдром, при котором симптомы бредового убеждения, а иногда и галлюцинации, передаются от одного человека к другому.

Осознанность — понятие в современной психологии, которое определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего. Это способность сознания к самонаблюдению, процесс обретения внутренней свободы, отказа от иллюзий и становления самим собой.

Итак, обо всем по порядку.
Выделяют разные уровни аттракции:

- дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, для которых характерна взаимная привязанность участников, усиление процессов аффилиации (стремление быть в обществе, здесь — вместе с другом, друзьями), взаимные ожидания ответных чувств и предпочтительности;

- симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п.;

- любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения, которое выделяет объект любви среди других и помещает его в центр жизненных потребностей и интересов.

Чтобы уметь прогнозировать ситуации межличностного восприятия, нужно понимать различные эффекты, которые возникают при восприятии людьми друг друга. Наиболее исследованы три таких эффекта:

- эффект ореола («галоэффект»);

- эффект новизны и первичности;

- стереотипизация.

Суть эффекта ореола в том, что человек, воспринимая другого, приписывает ему определенные качества и тем самым формирует специфическую установку. То есть информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ выполняет роль ореола и мешает видеть настоящие черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола можно наблюдать при формировании первого впечатления: если общее впечатление благоприятное, мы позитивно оцениваем и неизвестные нам качества человека, и наоборот — если общее впечатление неблагоприятное, у нас преобладают негативные оценки.

Экспериментальные исследования показали, что эффект наиболее явно проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Тенденция «затемнять» определенные характеристики и «высветлять» другие играет роль своеобразного ореола в восприятии человека.

С эффектом ореола тесно связаны и другие эффекты — «первичности» и «новизны». На представления о человеке влияет определенный порядок предъявления информации о нем.

В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации — предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название эффекта первичности, который возникает при восприятии незнакомого человека.

Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны. Он заключается в том, что последняя, т. е. более новая информация оказывается наиболее значимой.

В широком смысле все эти эффекты можно рассмотреть, как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

ДЕНЬ 2

Понятие «стереотип» впервые ввел в оборот известный американский журналист Уолтер Липпман в 1922 году. В своей книге «Общественное мнение» он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не всегда вытекающее из собственного опыта человека. Стереотипы, по утверждению Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек.

Стереотипы влияют на формирование нового эмпирического опыта, хотя их достоверность неточна — это преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». Стереотип однозначен, он делит мир на две категории — знакомое и незнакомое. Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо».

Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности к профессии. Ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому ее представителю («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т. д.). Проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум разным следствиям:

1. К упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку — в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается лишь упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, часто заставляет заменить его штампом, но тем не менее помогает сокращать процесс познания.

2. К возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Напротив, возможно сотворение «кумира» из пепла или из того, кем «кумир» не является.

Аттракция – это важнейшее явление в межличностном взаимодействии. Она определяет то, какие люди нравятся нам, и каким людям нравимся мы. А значит, от неё зависит наша личная и социальная жизнь, успех, карьера. Однако, на процессы аттракции влияют множество неосознаваемых психических процессов, создавая мир, отличный от реального. Такой мир вполне может казаться реальным для воспринимающего, но такой мир не имеет под собой основания и будущего. Избежать иллюзий может помочь осознанность.

Осознанность = психологическая внимательность. То есть внимательность к тому, что происходит с Вами прямо сейчас. К тем мыслям, чувствам и состояниям, которые есть у Вас в эту секунду.

Быть хозяином своей жизни представляется очень привлекательным, но прежде чем начать развивать осознанность, каждый должен для самого себя решить, хватит ли ему смелости вести осознанную жизнь. Это предполагает трезвый взгляд на вещи, полный отказ от самообмана, четкое понимание своих действий и поступков и ответственность за все их последствия.

Чтобы стать человеком, которому присущи все эти качества, нужно быть по-настоящему смелым. И только если человек готов снять «розовые очки» и увидеть истинный мир и истинного себя в нем, можно говорить о развитии осознанности. В противном случае из этого просто ничего не выйдет, и он вернется к таким приятным иллюзиям и самообману.

Развитие осознанности – это ключ к пониманию того, что происходит вокруг и внутри нас, путь к распознаванию ложных стратегий и убеждений, инструмент для выявления бессознательных психических реакций, возможность делать более трезвые и не искаженные внутренними состояниями умозаключения, эффективно планировать свои действия.

Большинство людей либо не подозревают, либо не придают значения тому, что их поведение обусловлено психическими реакциями, основанными на взглядах, концепциях, убеждениях и установках, сформировавшихся в процессе жизни. Они становятся призмой или даже искривленным зеркалом, через которое мы смотрим на жизнь, мир и других людей. Но, к сожалению, видим мы не то, что есть на самом деле, а проекцию, искаженную нашим восприятием.

Более того, с сожалением можно сказать, что человек, живущий неосознанно, будет постоянно повторяться в своих мыслях и поступках, будучи лишенным способности изменять себя, ситуации и жизнь вообще. Поступая стереотипно – как привык, он может прийти к выводу, что жизнь – боль, и изменить ничего нельзя. И даже если он захочет все поменять и начнет предпринимать кардинальные меры для этих перемен, поведенческий автоматизм все равно будет действовать раз за разом, приводя к тому же самому результату.

ДЕНЬ 3
Еще один вопрос на который следует обратить внимание - негативные автоматические мысли.  

Негативные автоматические мысли - это негативная интерпретация  происходящих событий вокруг нас или внутри нас, которые появляются без нашего сознательного контроля.  (Существуют, также и позитивные автоматические мысли и нейтральные, но с ними не нужно работать, так как они  не несут в себе ничего плохого). Негативные автоматические мысли (или в дальнейшем НАМ) очень сильно влияют на настроение и оценку происходящих событий,  поэтому работать с ними очень важно.

Особенности негативных автоматических мыслей:
1. Негативные автоматические мысли всегда связаны с эмоциями.

2. Возникают без нашего контроля.

3. Это определённые мысли при конкретных действиях и конкретных условиях.

4. Автоматические  негативные мысли связаны с глубинными убеждениями (подробнее об этом здесь).

Важно понимать, что НАМ  могут быть или стать легко осознанными. С помощью специальных техник и мониторинга, можно научиться  их отслеживать и работа с негативными автоматическими мыслями, намного проще, чем с глубинными убеждениями. 

1. Первое и основное, что  нужно сделать - это  принять, что всё что происходит вокруг нас - воспринимается по средствам наших мыслей. И мысли -  не всегда правдивые и точные факты. Поэтому прежде, чем им подаваться нужно, проверить точность и правдивость информации, которая поступает нам по средствам нашего сознания.
2. Отслеживать свою реакцию на события. Надо попытаться улавливать те мысли, которые у вас возникают, когда ваше настроение резко ухудшается. Например, вы поговорили с папой, и он попросил вас о помощи, но вы были, вынуждены отказать и после разговора у вас пропало настроение.  Позже появились мысли: «Я плохой сын…Я мало уделяю времени родителям… У меня никогда ни на что не хватает времени…».

3. Начать вести дневник негативных автоматических мыслей.

Ситуация: Ощущаете боль в сердце.
Автоматическая мысль: Я смертельно болен.
Эмоция: Тревога, страх.
Поведение: Поиск симптомов в интернете.   

4. После того, как научитесь отслеживать негативные автоматические мысли, нужно пробовать заменить их более функциональными. Либо оспорить НАМ.  Найти объяснение или альтернативные пути решения ситуации.

Ситуация: Ощущаете боль в сердце.
Автоматическая мысль: Я смертельно болен.
Эмоция: Тревога, страх.
Поведение: Поиск симптомов в интернете. Записываетесь к врачу.
Рациональные мысли: Боль у меня не так уж и долго. Возможно накануне я перенервничал и это могло вызвать боль. Я уже ощущал подобную боль, и это было, не смертельное заболевание. 

ДЕНЬ 4
ПРАКТИКА ОСОЗНАННОСТИ

Предельная внимательность

Будьте внимательны ко всему, с чем приходится иметь дело: к своим чувствам и ощущениям, совершаемым действиям, наблюдаемым явлениям и предметам. Стремитесь отмечать даже самые небольшие детали – это позволит вам всегда замечать и важные элементы. Например, осознанность можно развить, ведя «дневник наблюдателя». Это небольшой блокнот, куда вы должны записывать все, что относится к телесной сфере, области эмоций и желаний.

Начинать можно с записи того, что чувствуете, когда делаете какое-то движение, как работают ваши мышцы, изменяется ли дыхание. Сюда же относится все, что попадает в поле зрения, например, при наблюдении за людьми в окно. Запомните только, что вас не должны отвлекать сторонние мысли, т.е. нужно быть максимально сосредоточенным на том, что происходит сейчас, и не допускать интенсивного внутреннего диалога.

Безоценочное восприятие

Стремитесь воспринимать реальность такой, какой она является сама по себе – без оценок, анализа и проецирования на нее прошлого опыта. Не нужно пытаться что-то менять, и даже мыслей об этом не нужно допускать. Пытаясь «прогнуть мир под себя», вы сделаете с успехом лишь одно – истощите свои силы. Это негативно отразится на психике, эмоциональном состоянии и даже самочувствии.

Станьте наблюдателем – человеком, который отстраненно смотрит на происходящее. Это даст вам возможность адекватно взвешивать все «за» и «против» и принимать правильные решения в любой ситуации. Кроме того, безоценочное восприятие высвободит львиную долю психической энергии, необходимой для глубинного понимания себя, упорядочивания своих мыслей и всестороннего улучшения жизни.

Полное принятие

В жизни любого человека ежедневно происходит масса событий, и не все из них радостные и положительные, а практика осознанности – это полное принятие любых событий, независимо от их полюса. Ежедневно «включайте» осознанность, как только чувствуете раздражение, злость, гнев, разочарование, обиду, тоску, печаль, радость, восторг и любые другие эмоции. Учитесь «слышать» себя, но принимать все происходящее ровно.

Станьте следопытом – отслеживайте свои мысли и эмоции по отношению к людям и ситуациям. Но главное – все происходящее с вами воспринимайте исключительно как важный опыт. Он может касаться как вас лично, так и кого-то другого. Т.е. то, что случилось между вами и другим человеком совсем необязательно нужно вам – это может быть нужно ему, а поймет он это или нет – дело не ваше.

Обратное отношение

Суть этой рекомендации в том, что вы реагируете на происходящее не так, как «должны». Например, кто-то вам нагрубил, и у вас возникла неприязнь к этому человеку. Но оценивайте не человека, а причины, по которым он так поступил, а также сам поступок. Встаньте на его сторону, чтобы осознать, что вынудило его на такие действия. Возможно, вы сами были не совсем корректны, такой взгляд со стороны позволит вам увидеть себя с другого ракурса.

Обратное отношение необходимо и для ситуаций. Например, вы гневаетесь. Но что это дает? Меняется ли что-то? Становится ли вам легче? Вернее всего нет. Поэтому посмотрите на себя со стороны, и постарайтесь увидеть весь комизм своей злобы – от того, насколько вы злы, вам самим может стать смешно, заодно будет легче сообразить, что эта эмоция отнимает массу энергии.

То же касается и радости. Конечно, это хорошо и даже прекрасно. Но радость тоже отнимает энергию, и относиться к любым таким моментам нужно без фанатизма, понимая, что «и это пройдет».

Упражнение: Осознание души
Осознаваемая тишина помогает привести в порядок мысли, на время отстраниться от внешнего мира, глубже вникнуть во внутренний и окружающий мир. Каждый день выбирайте время для этого занятия. Выключайте все гаджеты, телефоны и ноутбуки, чтобы минимизировать воздействие внешнего мира. Отправьтесь в свое любимое место (комната, загородный дом, скамейка в парке и т.д.), сядьте и старайтесь не думать ни о чем, кроме того, что вы находитесь здесь и сейчас. Позвольте своим мыслям плыть по течению, не останавливайтесь на них и не оценивайте. Наблюдайте за дыханием. 

Упражнение: Фигура-фон

Сосредоточьтесь на чем-то крупном, например, на другом человеке или на большом предмете в комнате. Как он смотрится на общем фоне? А теперь обратите внимание на какую-то часть выбранного вами большого объекта.
Например, глядя на другого человека, попробуйте увидеть его лицо на фоне его фигуры и на фоне комнаты. 

А теперь смотрите на еще более мелкие детали, например, на его глаза или на то, что отражается в его глазах.

Оцените гибкость, с которой вы можете выделять фигуру из фона.

Продолжайте наблюдение, позволяя объектам лишь поочередно оказываться в фокусе. Это поможет вам избежать размывания восприятия.

Обратите внимание на скорость, с которой вы можете четко сформировать фигуру: попробуйте увеличивать скорость переключения внимания до тех пор, пока не сможете сформировать четыре фигуры в секунду. Что происходит? А теперь попытайтесь замедлить этот процесс, затрачивая на выделение каждой фигуры много времени. Что теперь происходит?

Упражнение: Проекция

Посмотрите вокруг и найдите в пространстве любой предмет, который попался вам на глаза — стул, украшение, машина, дерево — отождествитесь с ним. Представьте, что вы и есть этот предмет, позвольте себе «стать» этим объектом. Теперь опишите себя, исследуйте свое существование и свои отношения с другими объектами в вашем окружении. Старайтесь говорить вслух и обращать внимание на наиболее очевидные и самые простые аспекты предмета. Не интерпретируйте и не делайте «многозначительные» выводы, просто продолжайте осознавать, как меняются ваши чувства по мере того, как вы говорите.

Вот, например, отклик на «бытие» в качестве черного стола : «Я тяжелый и блестящий, красивый и жесткий, меня нелегко сломать, людям полезно взаимодейтсоввать со мной. Мне нравится отдыхать на этом мягком ковре... и так далее».

Упражнение: Интроекция: "должен"

Прочитайте предложения, которые написаны ниже, постарайтесь не думать, а позвольте проявиться чему бы то ни было в вашем сознании, и потом закончите предложение. Немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для вас — постарайтесь захватить это появившееся чувство, прежде чем перейти к следующему предложению.

Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)...

Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)...

Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)...

Хороший профессионал должен (должна)

Попробуйте добавить свои предложения, используя слова-долженствования:

Я должен/ мне надо/ мне следует

Упражнение: Ретрофлексия

Вспомните ситуацию, когда вы были на себя рассержены. Внимательно визуализируйте эту ситуацию в деталях и проверьте, нет ли в ней кого-то еще, на кого вы могли рассердиться, вместо того чтобы рассердиться на себя. Задержитесь в ней немного и, прежде всего, не позволяйте своему рассудку увести вас от проявления злости наружу (хотя, конечно, в реальной жизни некоторое благоразумие всегда необходимо).

Например: «Когда я обнаружил, что некий неизвестный водитель помял мою машину, я позволил себе ругать за это его, вместо того чтобы ругать себя за глупость, что припарковал машину в небезопасном месте».

Когда вы представили себе человека, на которого могли рассердиться, продвиньтесь в своем эксперименте еще на один шаг и подумайте о соответствующем наказании для этого человека; теперь вообразите, что оно выполняется.

Вы все еще на себя злитесь?

Это лишь несколько способов, как обрести осознанность в жизни.

Осознанность начинается с темного уголка, освещенного светом маленького фонарика, но подпитываясь вашим желанием и практикой, вы сами станете светиться изнутри невидимым светом, обретая свободу от самообмана, становясь творцом и проводником Света.

З А Д А Н И Е

Проанализируйте, в отношении восприятия кого из окружающих вас людей, проявляется эффект ореола?

Опишите, в чем конкретно провляется несоответствие субъективного восприятия об объективных данных.

Какие выгоды для вас несёт эффект ореола в каждом конкретном случае?

Напишите.

Какие минусы для вас несёт эффект ореола в каждом конкретном случае?

Напишите.

Что послужило причиной эффекта ореола в каждом конкретном случае?

Напишите.

Выявите негативные автоматические мысли и оспорьте их с помощью приведенного упражнения.

Письменно.