ЖЕНСКИЕ "СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ"
Сценарий в трансактном анализе - это план жизни, которому человек следует, хотя и не осознает его.
«Сценарий жизни, который формируется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Э. Берн
В основе трансактного анализа лежит идея о том, что ребенок в начале своего взросления, формирует определённый сценарий на свою взрослую жизнь, где фундаментом служат его детские впечатления и переживания.
До 7 лет события формируют сценарий, в последующем сценарий начинает формировать события.
То есть, его жизнь не будет течь в каких-то рамках, она сложится строго определенным образом. И это отличает данную модель от других подходов.
Основная задача всех событий в жизни человека привести к финальной сцене его сценария. Ребенком он уже определил, что это за сцена. И всю остальную жизнь он только и делает, что движется к ней. Хотя это и происходит неосознанно.
Не смотря на то, что родители и среда, в которой растет ребенок, имеют большое влияние на его формирование, сценарий все же основан на конкретно принятом решении.
Ребенка не заставляют выбирать тот или иной сценарий, это невозможно. На него лишь влияют. А решение он принимает сам.
Поведение родителя играет роль основы сценария для ребенка. Ежедневно они посылают ему вербальные и невербальные послания, которые воздействуют на него. Они не определяют его сценарий, потому что ребенок принимает уникальное решение на основе уникальных интерпретаций происходящего вокруг.
Послания на протяжении детства ребенка соответствуют этапам его развития и только подкрепляют его сценарий.
Эти послания в трансактном анализе называются сценарным.
В более взрослом возрасте человек прикасается к воспоминаниям о своем детстве только в некоторых снах, а ещё иногда в фантазиях, которым как будто было неоткуда взяться. Поэтому и сценарий человеком не осознается. Вот почему события в жизни человека часто кажутся ему необъяснимыми, несправедливыми.
Человек склонен оправдывать события своей жизни в соответствии со сценарием
- Если человек не осознает свои тайные желания и мотивы, он совершает действия как будто под воздействием, каких-то непреодолимых сил, влияющих на него.
- Его действия могут быть нелогичными, неконструктивными и даже опасными, но человек находит объяснения этим действиям так, чтобы они были оправданными.
- Он оправдывает свои действия только затем, чтобы не ставить под сомнение жизненный сценарий.
Сценарий жизни человека - эта стратегия выживания, которую он выбрал, будучи младенцем.
- Детские представления актуальны до тех пор, пока человек не приложит усилия, чтобы их изменить.
Поэтому, любое сомнение в правильности сценарных решений - это то же самое, что ставить собственную жизнь под угрозу смерти.
Благодаря трансактном анализу:
- приумножаются шансы найти полный контакт с самим собой,
- наладить личностные отношения,
- де-активировать деструктивные родительские сценарии,
- заключить пожизненный контракт с Эго-состояниями личности, гармонизировав тем самым, свой богатый внутренний мир.
СЦЕНАРИЙ: ДЕМОНИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
К.Штайнер, Х.Викофф Сценарии жизни людей
Жизненный план. Она осознает власть, которую имеет над людьми, и использует ее, хотя она и не в состоянии управлять ею (в структурном отношении эта власть исходит от ее Маленького Профессора и от Ребенка при полном безучастии Взрослого). Она сражается со Взрослыми мужчин и с их Критическими Родителями, используя свои тайные колдовские возможности, но не имея при этом Взрослой стратегии борьбы. Несмотря на то, что ей нравится быть женщиной, она соревнуется с другими представительницами своего пола и предпочитает действовать индивидуально, не сотрудничая с ними. Она считает, что отличается от других женщин, так как имеет «особенную власть» над людьми. Она привыкла сражаться, будучи в подчиненном положении. Она тревожна, ее посещают паранойяльные мысли, а другие люди считают ее нервной и «кастрирующей». Когда она злится, то любит поскандалить, особенно с мужчинами. Ее излюбленная роль — Преследователь, и она всегда готова к бою.
Она проводит много времени, читая о мистицизме, колдовстве и астрологии. Когда она не получает от человека то, что хотела, она отыгрывается, «наслав порчу» или распуская сплетни о нем. Когда она кем-то недовольна, она создает напряженность между этим человеком и кем-нибудь еще, наговаривая им друг на друга, формируя у обоих паранойяльные мысли и косвенно раздувая конфликт.
В конце концов она остается одна против всех, полная мстительных чувств, так как ей не удалось получить от жизни то, чего она хотела. Она использовала свои возможности для того, чтобы создавать проблемы другим и себе, вместо того чтобы пустить свою энергию в «мирное русло», то есть на достижение своих жизненных целей.
Контрсценарий. Создается впечатление, что она получила то, к чему стремилась, когда она работает секретарем и насылает порчу на своего босса, которого презирает. Ему становится все более неуютно рядом с ней, и наконец он ее увольняет в награду за все усилия, которые она приложила, чтобы подорвать его доверие и его авторитет. Она понимает, что ее сила деструктивна: когда она ее применяет, ее жизнь не улучшается, ей не удается создать рабочую ситуацию, в которой она бы чувствовала себя на равных с другими людьми.
Запреты и предписания:
• не доверяй;
• не будь близка с людьми;
• ты не такая, как все (особенная).
Решение. Когда она была маленькой, она решила, что нельзя прямо просить то, чего она хочет, от папы с мамой. Зато она научилась незаметно манипулировать ими, чтобы получить желаемое, и поняла, что самый подходящий для этого маневр — заставить их поссориться.
Мифическая героиня. Она любит читать о волшебниках и цыганах. Ее любимое телевизионное шоу — «Зачарованная» — рассказывает о Саманте, домохозяйке, которая на самом деле является ведьмой.
Телесный компонент. Она худенькая и напряженная. Она отращивает очень длинные ногти, у нее бывают бессонница и кошмарные сны.
Игры:
• «А ну-ка, подеритесь»;
• «Ну что, попался, негодяй!»;
• «Скандал».
Антитезис. Прежде всего ей придется отказаться от своей доминирующей позиции «Я в порядке, Ты не в порядке» и согласиться стать членом человеческого сообщества. Ей важно принять решение сотрудничать с другими людьми и научиться ценить других женщин. Она может поработать в группе над развитием своей взрослой части и научиться соединять свою интуитивную способность с Взрослой стратегией.
Кроме того, ей необходимо понять, что ее потребности и желания — такие же, как у других, и что удовлетворить их легче в сотрудничестве с другими. Ей необходимо научиться проверять свои подозрения реальностью в диалоге с другими людьми. Когда она почувствует себя с людьми безопасно и спокойно, она сможет научиться осознавать свои желания и конструктивно реализовывать их в сотрудничестве с другими.
СЦЕНАРИЙ: «ЖЕНЩИНА НА СЛУЖБЕ СЕМЬИ»
Жизненный план: Эта женщина проводит свою жизнь заботясь обо всех, кроме себя. Она хронически отдает больше, чем получает взамен, и принимает это, потому что чувствует, что по важности она последняя в семье и что ее ценность определяется тем, что она делает для других. Это неравенство поддерживают СМИ (телевидение, женские журналы), восхваляя образ идеальной жены, матери и домохозяйки. Поглаживания и значимость никогда не даются ей за ее личные качества и за то, что она делает, а только за ее семью, детей и мужа. Она выбирает свой сценарий, потому что он обеспечивает ей безопасность — помогает избежать риска, связанного с независимостью и полноценной жизнью. Она не отказывается от своего сценария, потому что каждый раз, когда она пытается бунтовать, ее муж и дети сердятся и не понимают ее.
Хотя она играет все роли в треугольнике спасения [треугольник Карпмана], ей привычнее роль Спасителя. Пытаясь получить хоть что-то взамен за свои труды, она стремится вызвать у мужа и детей чувство вины, когда ей не хватает проявлений любви с их стороны или когда они не дают ей то, чего она хочет, даже если она не просила об этом вслух. Кроме того, она отказывается заниматься любовью с мужем под предлогом того, что она слишком устала или что у нее болит голова, в надежде получить в ответ хотя бы несколько поглаживаний.
Она читает женские журналы и при виде стройных моделей в модной одежде чувствует себя непривлекательной и недостойной любви. Она вращается в порочном круге обжорства и диет. Чем хуже она себя чувствует, тем больше она хочет взбунтоваться и тем больше переедает. Ее «карьера» чаще всего заканчивается депрессией и одиночеством. Ее дети больше не любят ее, муж не интересуется ею. Они использовали ее и выбросили. Чаще всего дети презирают ее, потому что считают ее причиной всех своих проблем. Когда она больше не может приносить другим пользу, что часто совпадает с периодом менопаузы, наступает ее психическая смерть (так называемая инволюционная меланхолия). В некоторых случаях за свой труд она бывает вознаграждена электрошоком [оказавшись в психиатрической лечебнице].
Контрсценарий: Когда она поступает на работу, может показаться, что она вырвалась из тисков своей программы и стала независимой, но это продолжается недолго, так как ей трудно совмещать домашние дела с работой, которая становится для нее дополнительной обузой.
Запреты и предписания:
• будь хорошей матерью;
• уступай;
• жертвуй собой для других.
Решение: Будучи молодой женщиной, «женщина на службе семьи» решает, что ей больше подходит роль жены и матери, чем самостоятельная карьера, которая ее пугает.
Мифическая героиня: Ей нравится старое телевизионное шоу «Я помню свою маму», Бетти Крокер и образ матери-Земли.
Телесный компонент: Она склонна к накоплению излишнего веса и не уделяет достаточно времени физическим упражнениям. Она небольшого роста, ее фигура имеет мягкие округлые очертания. Если она из низших классов или из стран третьего мира, то склонна пренебрегать своим здоровьем, предпочитая заботиться о здоровье своих детей.
Игры:
• «Загнанная домохозяйка»;
• «Фригидная женщина»;
• «Видишь, как я старалась».
Антитезис: Она начинает прислушиваться к своим желаниям и уважать их, она учится принимать поглаживания за то, что она представляет собой как личность, а не за то, что она отдает другим. Она отказывается от игры в спасение, требует, чтобы люди сообщали ей прямо, чего они хотят, и дает им не больше, чем получает от них. Важно, чтобы она научилась ставить свои потребности выше потребностей других людей. Она учится заботиться о своем теле: не для того, чтобы достичь «стандарта красоты», а потому что она любит себя и хочет хорошо себя чувствовать; она регулярно занимается физическими упражнениями. Она перестает читать женские журналы и начинает изучать, например, историю, автомеханику и айкидо. Она отдает приоритет своему физическому и душевному здоровью.
Конечно, матери четверых детей, страдающей лишним весом, трудно преодолеть свой сценарий. Но если женщина хочет изменить свою жизнь и жить так, как она хочет, сотрудничая с другими женщинами, она сможет добиться своего. Несколько подруг могут по очереди присматривать за детьми. Они могут, объединившись в группу, бороться за улучшение обслуживания в детском саду и за свои права неработающих женщин.
СЦЕНАРИЙ: «ИСКУССТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА»
Жизненный план: Чтобы получать «поглаживания», она выставляет напоказ красивую искусственную оболочку — броские ювелирные украшения, высокие каблуки, остромодную одежду, интригующие духи и драматический макияж. Она пытается купить красоту и чувство благополучия, но ей это никогда не удается. Она хронически чувствует, что не так красива, как топ-модели — женщины из фильмов и модных журналов, которых она идеализирует. Она получает небольшое число поглаживаний (чаще всего от клерков в модных бутиках) за то, что умеет модно одеваться и совершать дорогие покупки. Этим двум занятиям она посвящает все свое свободное время. Она чувствует себя безопасно в роли потребителя и чувствует себя сильной, принимая решение в качестве покупателя, а также когда она приобретает то, что хочет. С другой стороны, она чувствует, что не властна над той частью своей жизни, которая протекает вне стен магазинов, и поэтому в треугольнике спасения [Карпмана] ей наиболее привычна роль Жертвы. Большую часть свободного времени она тратит на покупки, косметические процедуры, примерки разных туалетов и чтение журналов о моде и кинематографе. Она раз за разом получает подтверждение справедливости своего сценария, когда на нее не обращают внимания, если она не одета и не накрашена, как кукла Барби. Так как она не получает от жизни того, чего хочет на самом деле (это невозможно купить), она пытается забыться в «покупательском запое». Когда она сердита на мужа, то «до смерти избивает» его пластиковой кредитной картой (тратя его деньги без счета) или покупает на его деньги поглаживания у своего психоаналитика.
Когда внешняя красота уже не может вернуться к ней ни за какие деньги, она впадает в депрессию, потому что больше не получает «поглаживаний» ни от себя, ни от других. Она может попытаться заполнить пустоту алкоголем, транквилизаторами и другими химическими веществами. В старости она наполняет свою жизнь мелочами, а свой дом — безделушками.
Контрсценарий: Когда она только что закончила очередную диету, купила себе новый модный костюм или платье, когда она отлично выглядит и чувствует себя прекрасно на блестящей вечеринке или в дорогом баре, кажется, что ее сценарий делает ее счастливой. Кроме того, она чувствует себя хорошо дома и на работе, когда она слегка пьяна от выпитого за ланчем, но это чувство кратковременно, и, когда оно проходит, она снова чувствует пустоту и неудовлетворенность.
Запреты и предписания:
• не старей;
• не будь собой;
• будь привлекательной.
Решение: В средней школе она решает работать после занятий, чтобы покупать себе модные обновки, вместо того чтобы писать статьи для школьной газеты.
Мифическая героиня: Она обожает Дорис Дей и других кинозвезд. Кроме того, ей нравятся Филлис Диллер, Джоан Риверс и Кэрол Ченнинг.
Телесный компонент: Она стройная, но ее мышцы не развиты. Она повредила себе ноги слишком узкой обувью и иссушила кожу искусственным загаром.
Игры:
• «Купи мне что-нибудь»;
• «Неудачница»;
• «Алкоголик» («Шопоголик», «Токсикоманка»).
Антитезис: Она решает любить свое естественное Я. Она понимает, что ее «власть» в качестве потребителя была лишь иллюзией, и решает вернуть себе власть над своей жизнью, строя ее по своему вкусу. Она перестает принимать таблетки, чтобы забыться, и записывается в группу решения проблем, где учится, как достичь настоящих изменений в своей жизни. Она развивает стороны своего Я, не связанные с внешностью, которые могли бы оценить как она сама, так и другие люди. Она начинает получать удовольствие от физических упражнений и вступает в клуб бегунов, чтобы встретить новых людей. Она твердо решает больше заботиться о том, как она себя чувствует, чем о том, как она выглядит.
СЦЕНАРИЙ: МЕДСЕСТРА
Жизненный план. Она — профессиональный Спаситель и работает в организации, где ее эксплуатируют и выкачивают из нее все соки. Вначале ее желание заботиться о других исходило изнутри, но скоро забота становится обязанностью, навязанной извне. Ее учат чувствовать потребности других людей и удовлетворять их. Из-за этого она ждет, что другие люди прочитают ее мысли так же, как она читает их мысли, и позаботятся о ней так же, как она заботится о них. Однако этого не происходит: она не просит вслух о том, чего хочет, поэтому ничего не получает. Зато она часто получает от благодарных пациентов и их семейств поглаживания в виде коробки конфет. Устав спасать, она обижается и становится сердитой. Она не получает то, чего хочет, поэтому становится Преследователем под маской так называемой «профессиональной бесстрастности». Ее преследование часто принимает форму: «Я даю только то, о чем меня просят!»
Она проводит время, жалуясь на врачей и начальство, но у нее не находится ни сил, ни времени, чтобы противостоять им. Кроме того, она опасается последствий своей активности. Она чувствует, что должна приспособиться, чтобы не потерять свой кусок хлеба, так как она содержит свою семью (потому что она спасает мужа-алкоголика или потому что она мать-одиночка). Когда у нее не складываются близкие отношения, она думает, что должна была дать своему избраннику больше (спасение).
По иронии судьбы в старшем возрасте она проводит большую часть своего времени в больнице, так как ее тело не выдержало многолетней эксплуатации. Она могла повредить спину, поднимая тяжелого пациента. Кроме того, в течение дня она подхлестывала себя стимуляторами, а по вечерам пыталась успокоить седативными средствами и алкоголем.
Контрсценарий. Когда она только закончила школу медсестер и поступила на свою первую работу, казалось, что она избрала прекрасную профессию и что все идет так, как она хочет. Ее энтузиазм стал гаснуть, когда она почувствовала разницу между количеством любви, которое она отдает, и тем, что она получает взамен. Когда она ухаживала за раковыми больными, она впервые ощутила депрессию и начала принимать снотворное от бессонницы и ночных кошмаров. Если она белая и (или) из среднего класса, ей, скорее всего, назначал свидания красивый молодой врач, который отказался жениться на ней или женился, а потом развелся, когда закончился срок его обучения.
Запреты и предписания:
• в первую очередь заботься о других;
• не проси о том, чего хочешь;
• трудись.
Решение. В детстве она решает, что быть хорошей — значит отложить свои нужды и в первую очередь заботиться о других, что заботиться о себе — эгоистично, то есть плохо.
Мифическая героиня. Она фантазирует, представляя себя в роли всепрощающей страдалицы (Джейн Эдамс или Флоренс Найтингейл).
Телесный компонент. Ее ноги страдают, потому что она слишком много времени проводит стоя. По этой же причине у нее варикозное расширение вен. Когда она поднимала тяжелых пациентов, она повредила спину.
Игры:
• «Почему бы вам не… — Да, но»;
• «Подумайте, какой ужас!»;
• «Если бы не ты…».
Антитезис. Первое, чему она должна научиться, — прямо просить о том, чего она хочет, и поставить свои нужды на первое место. Кроме того, ей важно перестать спасать и научиться строить отношения, свободные от игры в спасение. Возможно, будет лучше, если она оставит свою работу в больнице и будет работать неполный день или на частной основе, что даст ей время на себя. Она должна научиться заботиться о себе, в частности о своем теле. Ей будет полезно объединиться с другими медсестрами, чтобы требовать изменений в условиях труда медсестер, просить окружающих, чтобы они помогли ей отучиться спасать всех и вся, и говорить с пациентами об их правах и ответственности.
СЦЕНАРИЙ: «НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ КРАСАВИЦА»
Жизненный план. Она обладает стандартными признаками «женской красоты», но она не очень высоко ценит себя как личность и не верит по-настоящему в то, что она привлекательна. Она считает себя ограниченной и непривлекательной. Когда она смотрит в зеркало, то не видит красоты, которую видят другие. Ей в глаза в первую очередь бросаются изъяны и несовершенства. Эта особенность называется «синдром красивой женщины» и связана с тем, что женщина сосредоточивается на отдельных частях лица или фигуры, которые по отдельности выглядят не так привлекательно, как в ансамбле. Ей кажется, что она обманывает тех, кто думает, что она красива, и считает их глупцами. Она получает много поглаживаний за свою внешность и игнорирует их все. Она хочет, чтобы ее любили за ее личные качества, но мало кто видит их за красивой оболочкой. Мужчина, который выходит с ней в свет, получает поглаживания за прекрасное приобретение, которое стоит с ним рядом в вечернем платье. Она находится в постоянном поиске Прекрасного Принца, который положит конец всем ее несчастьям и силой своей волшебной любви сделает ее по-настоящему красивой. Она злится на окружающих за то, что они не ценят ее, и мстит за это, выкуривая сигареты пачку за пачкой и появляясь в обществе близких друзей в затрапезном виде. Она дает мужчинам все, кроме самой себя. Она ощущает себя в первую очередь Жертвой. Часто другие женщины видят в ней опасную соперницу и завидуют ее красоте. Благодаря привлекательной внешности она привыкла легко получать то, что хочет. Привычка к особенному обращению сделала для нее ненужным умение сотрудничать, поэтому иногда она ведет себя как примадонна.
Так как она не пользуется своей взрослой частью в отношениях с Прекрасным Принцем, он эмоционально «обворовывает» ее. Позже, когда со временем ее красота тускнеет, она не отказывается от привычного враждебного отношения к другим, но так как теперь очевидное оправдание капризов (ее красота) отсутствует, ее считают просто «стервой». Часто она заканчивает жизнь в одиночестве, ее никто не любит, даже она сама.
Контрсценарий. Ее жизнь кажется чудесной сказкой, когда она по уши влюблена в своего Прекрасного Принца. Это продолжается около шести месяцев, а затем незаметно меркнет, так как он начинает интересоваться другими красивыми женщинами.
Запреты и предписания:
• ты красива только внешне;
• не будь близка с другими людьми;
• не будь собой.
Решение. Люди всегда реагировали исключительно на ее красивое лицо, а не на нее саму как личность, поэтому она решила, вместо того чтобы добиваться уважения к себе как к человеку, продавать себя в качестве сексуального объекта, чтобы получать то, чего она хочет.
Мифическая героиня. Она болезненно очарована легендой Мэрилин Монро и восхищается кино и телезвездами.
Телесный компонент: Ее тело очень красиво, но нечувствительно. Она часто бывает напряжена, и поэтому иногда ей бывает трудно достичь оргазма. Когда она улыбается, приходит в движение только ее рот, потому что она боится, что возле глаз образуются морщинки.
Игры:
• «Насилие»;
• «Если бы не ты»;
• «Изъян (ее собственный)».
Антитезис. Она начинает требовать поглаживаний за человеческие качества, которые нравятся в ней людям, она отказывается принимать поглаживания в адрес своей внешности. Ей необходимо полюбить себя, перестать играть в «Изъян» и начать наслаждаться своей истинной внешней и внутренней красотой. Она занимается тем, что для нее по-настоящему важно, и посещает женскую группу встреч, где учится сотрудничать, чтобы получать то, чего она хочет.
Она решает использовать свою взрослую часть, чтобы построить отношения с мужчиной, который ценит ее как личность. Она получает удовольствие от того, что наконец стала властна над событиями своей жизни и знает, над чем ей нужно работать в себе.
СЦЕНАРИЙ: ПОЛНАЯ ЖЕНЩИНА
Жизненный план. Вся ее жизнь вращается вокруг показаний весов. Она проводит время, ругая себя и сидя на диетах, пытаясь достичь душевного благополучия через умерщвление плоти. Она приобрела вредные пищевые привычки еще ребенком. За хорошее поведение ее вознаграждали едой. Кроме того, ей говорили, что она должна съесть все, что лежит на тарелке, потому что выбрасывать еду грешно: «Подумай о детях, которые голодают в Китае» (а не о своем полном желудке).
Она не умеет выражать свой гнев и говорить «нет», то есть она буквально проглатывает все, что ей дают. Когда она набирает излишний вес, это происходит потому что, она хочет выглядеть «солидно». А так как она не умеет выражать свой гнев и отказывать, полнота помогает ей отпугивать мужчин. Толщина также служит ей своеобразной «деревянной ногой» — оправданием за то, что она не добилась в жизни того, чего хотела. Она страстно хочет получать «поглаживания» за свою внешность, но они ей никогда не достаются. Ее спонтанность подавляется необходимостью постоянного контроля за тем, что и когда она ест. Она чувствует себя Жертвой собственного тела, своей неспособности контролировать себя и мнения других людей о ее весе.
Она вращается в порочном круге «пищевых оргий» и жестоких диет, служащих самонаказанию. Она убеждена, что с ней не все в порядке из-за ее лишнего веса. Повторяющиеся неудачные попытки сбросить вес доказывают ей, что у нее нет силы воли и способности контролировать свою жизнь (то есть что она — беспомощная Жертва своей дурной привычки).
Так как она постоянно беспокоится о своем весе и ее сердце разбито отсутствием любви, рано или поздно ее настигает сердечная болезнь.
Контрсценарий. Кажется, что ее жизнь наладилась, когда она сидит на диете, теряет килограмм за килограммом и носит платья сорок шестого размера, однако при этом она страдает от голода, вся ее жизнь по-прежнему вращается вокруг показаний весов, и ей по-прежнему трудно выразить свой гнев или отказать. Как только диета завершена и она сталкивается с какой-то трудностью, она начинает переедать и быстро набирает потерянные килограммы.
Запреты и предписания:
• не говори «нет»;
• не злись;
• не люби себя.
Решение. В пятнадцать лет она решает, что у нее проблемы с весом и что она должна больше себя контролировать.
Мифическая героиня. Она обожает живопись Рубенса и с интересом следит за приключениями Элизабет Тейлор и ее проблемами с весом.
Телесный компонент. Ее полнота — это ее доспехи. Она не любит физической активности и склонна к небольшим травмам вроде вывиха голеностопного сустава.
Игры:
• «Обжора»;
• «Деревянная нога»;
• «Подумайте, какой ужас!».
Антитезис. Она должна решить, что ее тело хорошо и красиво такое, какое оно есть, и научиться любить его и заботиться о нем. Возможно, когда она обратится к своему телу и его ощущениям, она рассердится на принятое отношение к полным людям. Когда она научится слушать свое тело, она перестанет обременять его: она научится есть то, что приятно ее телу.
Она научится говорить «нет» и выражать свой гнев на людей, которые ее тиранят, особенно если их отношение связано с ее весом. Иными словами, она перестанет проглатывать все, что ей навязывают. Возможно, она не станет стройной, как фотомодель, но она наверняка потеряет часть лишнего веса и почувствует себя лучше (вместо постоянного голода и чувства вины, с которыми она жила раньше).
Важно, чтобы она перестала ненавидеть себя и глотать свою злость. Кроме того, ей не следует отдавать другим больше «поглаживаний», чем она получает от них, так как именно дефицит поглаживаний — одна из причин ее переедания. Ей также нужно научиться расслабляться без помощи анестезирующего действия еды.
СЦЕНАРИЙ: СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА
Жизненный план. Родители научили ее надеяться только на себя и никому не доверять, потому что их семья находилась в постоянной борьбе за выживание («мы против „сего мира“»). Ее во многих отношениях воспитывали как мальчика, уча ее добиваться успеха в конкурентной борьбе.
Она озабочена своим выживанием на элементарном уровне, поэтому она привыкла игнорировать все, что выходит за его пределы (например чувства). Она самостоятельна и чаще всего ведет себя по-мужски неэмоционально.
Она любит спортивные соревнования. Она проводит много времени, злясь на мужчин, которые превосходят ее (они сильнее, они бегают быстрее, чем она), и на женщин, которые обладают какими-либо привилегиями, которых у нее нет, потому что она не хочет «продаваться» в сексистское рабство. Ее друзья, если они вообще у нее есть, — это мужчины.
Она сражается с людьми, которых раздражают ее энергия и независимость, насмехаясь над ними и принижая их. Ей привычна роль Преследователя, так как она дает ей ощущение превосходства, особенно над людьми, которых пугает ее активность.
Она получает доказательства того, что людям нельзя верить, когда ее снова и снова разочаровывают, но в этом есть и ее собственный вклад, так как она не очень хорошо знает, что ей нужно кроме физического выживания, и так как она постоянно информирует окружающих о том, что ей «никто не нужен».
Мужчины избегают ее общества, и женщины тоже не любят ее, потому что она относится к ним с надменностью, поэтому ее жизнь заканчивается в одиночестве.
Контрсценарий. Когда она влюбляется в мужчину, которым она восхищается, кажется, что ей удалось преодолеть запрет на эмоциональную близость. Однако со временем она обнаруживает, что зависеть от него невыносимо для нее. Кроме того, оказывается, что ей трудно просить его о чем бы то ни было.
Запреты и предписания:
• не доверяй;
• борись;
• в первую очередь, заботься о себе.
Решение. В раннем детстве она решает, что безопаснее не зависеть от других людей и поэтому нужно надеяться в жизни только на себя.
Телесный компонент. У нее сильные, жесткие мышцы, которые служат панцирем, защищающим ее от выражения чувств. Из болезней она более всего склонна к желудочно-кишечным заболеваниям, например колиту.
Игры:
• «Ну что, попался, негодяй!»;
• «Скандал»;
• «Судебное разбирательство».
Антитезис. Первый шаг к выходу из ее сценария — решение построить близкие отношения, даже несмотря на то что они пугают ее; решение верить, что другие люди заслуживают ее доверия и что доверять другим людям нормально.
Ей также важно решить отказаться от своей доминирующей позиции, научиться строить равные отношения и просить других о том, что ей нужно, не чувствуя себя при этом униженной. Она должна увидеть, что в ее интересах перестать соперничать и научиться заботиться о себе во всех отношениях, что поможет ей более безопасно чувствовать себя при общении с другими.
КОРОЛЕВА ПЧЕЛ
В статье «Синдром королевы пчел» Стейнс и соавторы определяют Королеву пчел как женщину, которая сделала успешную деловую карьеру: она может быть юристом, врачом или деловой женщиной, которая добилась своего в «мужском мире», много работая и вложив много сил в конкурентную борьбу. В этой борьбе ей пришлось нелегко, поэтому она считает активисток движения за освобождение женщин ленивыми жалобщицами. В душе она антифеминистка, хотя и называет себя свободной женщиной. Ее успех требует сил, чтобы укрепиться на занятых позициях, и поэтому она совсем не желает, чтобы другие женщины достигли того же слишком легко, в первую очередь, потому, что она не нуждается в дополнительных конкурентах. Как указывают авторы статьи, она исповедует философию индивидуальной борьбы Горацио Алджера, и потому ей чужда общественная деятельность. Она сделала карьеру сама, и если другие женщины готовы заплатить ту же цену, которую заплатила она, пусть попытаются.
Ее часто поддерживают сторонники мужского шовинизма, потому что понимают, что она, в обмен на их поддержку, помогает им держать других женщин в узде. В опроснике, опубликованном в журнале «Психология сегодня», такие женщины склонны соглашаться с утверждениями «Если женщина не добилась успеха в жизни, ей стоит винить только себя» и «Чтобы преодолеть дискриминацию, женщины должны доказать, что они такие же способные, как мужчины».
СЦЕНАРИЙ: «ЖЕНЩИНА ЗА СПИНОЙ МУЖЧИНЫ»
Жизненный план. Она кладет весь свой талант и всю свою энергию на то, чтобы помочь сделать карьеру своему мужу, часто менее одаренному, чем она сама, но, согласно сексистским стереотипам, обязанному быть более преуспевающим, чем она. У нее, как правило, нет детей; она выглядит умной и красивой на коктейлях и вечеринках, она гостеприимна и умеет прекрасно проводить кампании по рекламе своего мужа. Это Сирано де Бержерак в юбке, талантливый человек, который не может позволить себе блистать под собственным именем ввиду врожденного недостатка (ее пола), который делает ее социально неприемлемой в высоком положении. Чтобы поддержать мужа, она отдает ему много «поглаживаний», в частности позволяет ему получать «поглаживания», которые по праву принадлежат ей. Например, она пишет за него книги, а он получает всю славу и почет. Она удовлетворяется тем, что слышит аплодисменты, адресованные ему. Она считает, что легче вкладывать силы в успех мужа, чем самой иметь дело с жестокими реалиями конкуренции и прослыть «карьеристкой».
Если им удается достичь успеха, она проводит много времени, читая письма поклонников мужа, смотря передачи с его участием по телевидению, следя за тем, как идут дела у конкурентов, занимаясь украшением дома и устраивая элегантные вечеринки в надежде очаровать шефа своего мужа, чтобы тот повысил его в должности. Подтверждение справедливости сценария приходит всякий раз, как ей отказывают в публикации рукописи, подписанной ее именем, и всякий раз, как ее соглашаются взять только на должность секретаря. Когда неравенство начинает ее тяготить, она может попытаться разрушить игру, вслух сообщив о своем вкладе в популярность мужа. Впрочем, чаще она удовлетворяется, закрутив роман с одним из его конкурентов.
В конце пути, когда он почти достиг вершины и уже не нуждается в ней так, как раньше, она может развестись с ним, и тогда он возьмет в жены молодую девушку, которая даст ему возможность ощутить свое превосходство и которая к тому же является более привлекательным сексуальным объектом.
Контрсценарий. Этот сценарий не кажется воплощением вопиющей эксплуатации, потому что в нем женщина может рассчитывать на косвенное признание: ее знают как Женщину за спиной мужчины. Она чувствует себя прекрасно, пока муж ценит ее вклад и искренне выражает свою благодарность, но как только он начинает принимать ее помощь как должное, она начинает ревновать и раздражаться, причем ругает себя за эти чувства.
Запреты и предписания:
• помогай;
• не принимай похвал;
• будь позади мужчины.
Решение. В определенный момент она решает не заканчивать образование, чтобы работать и поддерживать мужа, пока он учится. Она решает, что хорошая жена должна поддерживать мужа, а не затмевать его.
Мифическая героиня. Она восхищается Элеонорой Рузвельт и небезразлична к судьбам Пат Никсон, Роз Мэри Вудс и Джеки Кеннеди.
Телесный компонент. Она немного сутулится, чтобы выглядеть незаметно.
Игры:
• «Вы великолепны, профессор!»;
• «Рада помочь»;
• «Если бы не ты».
Антитезис. Путь к свободе для нее начинается с принятия поглаживаний за ее талант и с того, что она употребит его на пользу себе. Ей необходимо перестать перекладывать ответственность на мужа и наконец выйти на «линию фронта» самой. Она должна избавиться от внутренних посланий, которые говорят ей, что она не должна быть сильной, и перестать оправдывать ожидания людей, которых пугает ее честолюбие. Чтобы освободиться, она начнет работать на себя, причем делать то, что ей нравится, и так, как она считает нужным. Она скажет мужу, чтобы он нанял прислугу и секретаря. Если она действительно хочет преуспеть, она должна решить сделать это впрямую и быть готова за это заплатить.
СЦЕНАРИЙ: УЧИТЕЛЬНИЦА
Жизненный план. Она принимает решение учить других, так как для нее это единственный способ применить свои познания в любимом предмете, а также по финансовым причинам, но не потому, что это — именно то, что она хочет делать. Затем она попадается в ловушку стремления сохранить свою работу, так как эта работа дает ей иллюзию безопасности (она штатный преподаватель!).
Она выполняет в обществе две функции. Во-первых, она работает интеллектуальной нянькой для детей. Кроме того, она помогает вдалбливать в головы детям общественные ценности, то есть готовит из них послушную рабочую силу. Она учит их состязаться, не высовываться, исполнять приказы и приспосабливаться. Ей приходится следовать правилам, которые ей не нравятся, и еще учить им детей.
Ее главная проблема в том, что она проводит все свое рабочее время с детьми, поэтому она почти не общается со своими ровесниками. Если она замужем, она заперта в тюрьме одиноких моногамных отношений; если нет, она не общается достаточно, чтобы удовлетворить свою потребность в «поглаживании». Ей недостаточно транзакций Ребенок — Родитель, которыми она обменивается с учениками, и она, как правило, отдает больше любви, чем получает взамен.
Когда ее начинает раздражать такое положение дел, ей перестает нравиться или педагогический труд, или сами дети, и тогда она принимает позицию Преследователя (хотя при этом остается благосклонной к нескольким «любимчикам»).
Контрсценарий. Ей кажется, что она счастлива, в начале учебного года, когда ученики и коллеги рады видеть ее, и весной, когда она готовится поехать в отпуск в Европу и полна оптимизма, так как надеется встретить новых людей. Ее истинное отношение к работе проявляется в долгие, одинокие зимние месяцы, когда она мечтает о свободе и портит себе настроение, говоря себе оскорбительные вещи («Похоже, поговорка о том, что тот, кто умеет (мужчина), делает, а тот, кто не умеет (женщина), учит, вполне применима ко мне!»).
Запреты и предписания:
• будь независимой;
• не будь собой;
• выполняй правила.
Решение. Когда она была маленькой девочкой и училась в начальной школе, она решила, что единственный способ делать то, что она хочет, то есть сделать карьеру и быть независимой, — это выбрать «женскую профессию», например профессию учителя.
Мифическая героиня. Она обожала миссис Чепмэн, свою учительницу, и тетушку Этель, в которой ей нравилась финансовая независимость. Она любила читать о Платоне и Сократе.
Телесный компонент. У нее часто болит голова и глаза, а так как в школе она чувствует себя плохо, в менструальный период она ощущает депрессию.
Игры:
• «Если бы не ты»;
• «Почему бы вам не… — Да, но»;
• «Они будут счастливы, что знали меня».
Антитезис. Способ вырваться из порочного круга предусматривает, что она перестанет давать больше, чем получает взамен, и научится работать в равноправном, компаньонском стиле (то есть установит равные отношения со своими учениками и коллегами). Она решит поставить на первое место свою социальную жизнь: приписать ей по крайней мере такую же важность, как материальной обеспеченности. Будет лучше, если она станет откладывать столько денег, сколько она может, из своего жалованья, откажется от места штатного преподавателя и не станет преподавать в школе больше двух лет подряд. Ей будет полезно время от времени заниматься другой работой, которая даст ей возможность общаться со сверстниками.
Она может использовать свои творческие способности, создав альтернативную школу для детей и взрослых, организованную по принципу сотрудничества и равноправия, где ученики изучают то, что им нравится, а учителя преподают то, что они хотят. Такая школа позволит ей заниматься осмысленным трудом и одновременно общаться со своими ровесниками.
СЦЕНАРИЙ: «Я БЕДНЯЖЕЧКА»
Жизненный план. Она проводит жизнь в роли Жертвы, которая ждет своего Спасителя. Ее родители делали за нее все, потому что она девочка (а девочки считаются беспомощными), и тем самым подорвали ее уверенность сделали ее абсолютно зависимой и полностью подконтрольной им. Сперва она борется с этим, но со временем отказывается от борьбы и сдается. Она решает, что родители были правы и что она действительно беспомощна. Она выходит замуж за выдающегося человека, часто — за своего психиатра, который играет роль Папочки — Спасителя маленькой беспомощной девочки. Она не получает «поглаживаний» за то, что чувствует себя хорошо и постоянно находится в депрессивной позиции, потому что ей дают «поглаживания», только когда ей плохо. Поэтому «поглаживания», которые она получает, отдают горечью и оказываются малопитательными.
Она переживает состояние близости, когда она сама играет роль Ребенка, а окружающие находятся в роли Родителей, но очень редко участвует в равных близких отношениях. Так как у нее есть разрешение вести себя по-детски, она бывает по-детски спонтанной и по-детски беспомощной, а кроме того, умеет изобретательно «сходить с ума». Родители научили ее тому, что легче получить желаемое от других людей, если пожаловаться им на свои несчастья, поэтому она делает все, чтобы поддерживать образ Жертвы. Она проводит много времени, жалуясь на свои несчастья и пытаясь спровоцировать окружающих помочь ей. Она сохраняет убежденность в том, что является Жертвой, раз за разом провоцируя других делать для нее то, чего они вовсе не хотели делать, после чего они преследуют ее (выражая свое раздражение). Ее муж получает «поглаживания» за то, что играет роль Доброго Папы беспомощной дочки, сексуальные «поглаживания» как знак восхищения им и, наконец, «поглаживания» в качестве мужа-мученика, когда она окончательно потеряет голову. Она сопротивляется спасению, сходя с ума, устраивая мужу публичные сцены и вызывая у окружающих сомнение в его компетентности и как мужа, и как терапевта.
Она заканчивает полной неспособностью адекватно функционировать и оказывается либо в зависимости от мужчины, который тиранит ее, либо в психиатрической клинике.
Контрсценарий. Этот сценарий выглядит отлично, когда она только что вышла замуж за своего Сэра Галахэпа и он так чудесно заботится о ней, что возникает иллюзия, будто она нашла свое счастье.
Запреты и предписания:
• не взрослей;
• делай то, что говорят родители;
• не думай.
Решение. Еще маленькой, когда ее принуждают не слушать свои чувства и свое мнение, она решает, что родители лучше знают, что ей нужно.
Телесный компонент. У нее слабые мышцы и нарушенная координация движений, чаще всего широко открытые глаза и удивленное или грустное выражение лица.
Игры:
• «Подумайте, какой ужас!»;
• «Дурочка»;
• «Сделай для меня что-нибудь».
Антитезис. Она отказывается от легкого пути, то есть от поведения Жертвы и от игры «Сделай для меня что-нибудь». Она решает, что ей пора вырасти, начинает развивать своего Взрослого и заботиться о себе сама. Она начинает принимать «поглаживания» за взрослое, ответственное поведение, за проявление силы и отказывается принимать поглаживания за исполнение роли Жертвы. Она перестает получать удовольствие от увечного, депрессивного Я-образа. Она осознает, насколько ее ограничивает роль Жертвы, и потому принимает решение выполнять самой по крайней мере пятьдесят процентов необходимой работы по спасению в том случае, когда ей действительно требуется помощь. Она получает власть над своей жизнью. Она работает со своим телом, чтобы разблокировать свою энергию, и обучается каратэ, чтобы чувствовать себя безопасно на улице. Она просит, чтобы к ней обращались не «Сюзи» (ее первое имя), а «Джоан» (ее второе имя).