То, что в одном веке считается мистикой, в другом веке становится научным знанием
Парацельс

ВСЕОБЩНОСТЬ ЭНЕРГИИ: НАУЧНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЗГЛЯД

С появлением в 1900-х годах новой науки квантовой физики научные убеждения изменились. Эта наука признает, что вселенная, включая нас, состоит из энергии, а не из материи.

Квантовая механика возникла из решения Максом Планком в 1900 году проблемы излучения темного тела. Также оказала влияние статья Альберта Эйнштейна 1905 года, в которой была предложена квантовая теория для объяснения фотоэлектрического эффекта. Теория получила дальнейшее развитие в середине 1920-х годов в трудах Эрвина Шредингера, Вернера Гейзенберга и Макса Борна.

Квантовая физика

Квантовая физика предполагает, что твердой материи во Вселенной не существует. Атомы не являются твердыми, на самом деле в них есть три разные субатомные частицы: протоны, нейтроны и электроны.

Протоны и нейтроны находятся в центре атома, в то время как электроны находятся снаружи. Электроны движутся так быстро, что мы никогда не знаем точно, где они находятся.

Атомы, которые образуют предметы и вещества, которые мы называем твердыми, на самом деле состоят из 99,99999% пространства (энергии).

И поскольку все состоит из атомов, которые являются энергией, это может означать, что все состоит из энергии. Энергия, которая образует вас – это та же энергия, которая образует деревья, камни, стул, на котором вы сидите, и телефон, компьютер или планшет, которые вы используете для чтения этой статьи. Все это сделано из одного и того же материала – энергии.
Это было продемонстрировано несколькими физиками-лауреатами Нобелевской премии, включая Нильса Бора, датского физика, который внес значительный вклад в понимание квантовой теории: Если квантовая механика не глубоко потрясла вас, вы еще не поняли ее. Все, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя считать реальными
Нильс Бор
Эта новая наука ставит под сомнение привычную картину мира.

Эффект наблюдателя

Физики обнаружили, что наблюдение квантовых явлений действительно может изменить наблюдаемый результат. Наиболее известным примером является эксперимент Вейцмана 1998 года. Он обнаружил, следующее: "Одна из самых удивительных предпосылок квантовой теории, долгое время очаровывающая как философов, так и физиков, гласит, что сам процесс наблюдения влияет на наблюдаемую реальность".

Это необычное явление свидетельствует не только о том, что все есть энергия, но и о том, что эта энергия реагирует на сознание.

Запутанность

Запутанность – еще один необычный аспект квантовой физики. Как только элементарные частицы начинают взаимодействовать, они становятся “запутанными”. Независимо от того, насколько они далеки друг от друга, если ученые изменят спиновое состояние одного “запутанного“ электрона, спиновое состояние его партнера изменится в противоположном направлении.

Это происходит мгновенно, даже если элементарные частицы находятся на расстоянии миллиона световых лет друг от друга. Они связаны энергией, которая пронизывает все.

Эта теория запутанности проистекает из работ Альберта Эйнштейна, Макса Планка и Вернера Гейзенберга.

Импликативный и экспликативный порядок

Довольно умопомрачительная теория американского физика-теоретика Дэвида Бома предполагает, что Вселенная состоит как из экспликативного (лат. еxplicatio — объяснение, развёртывание), так и из импликативного (от лат. Implicatio — «связь») порядка. Его модель предполагает, что каждый предмет этого мира содержит информацию обо всем остальном, что существует в этом мире. Информация всей вселенной содержится энергетически в каждой отдельной клетке.

Выводы

Большинство из нас были воспитаны в классической ньютоновской физике, а значит трудно поверить в то, что нельзя увидеть или измерить.

Квантовая физика предлагает совсем другой взгляд на мир. Она предполагает, что все – есть энергия. Это также показывает, как непостижимо может вести себя эта энергия.
Материей мы называем «замедленную», «сжатую» энергию, стабилизированную в форме, доступной нашему чувственному восприятию. Это и есть тот самый «физический мир», воспринимаемый пятью нашими органами чувств. А нематериальный мир как источник, порождающий материю, и есть мир причин.

Реальность – это тот небольшой диапазон частот, который декодирует наш мозг. Это заставляет нас думать, что мы живем в ограниченном мире. Когда же мы по какой-то причине иначе декодируем воспринимаемые частоты или расширяем привычный для нас диапазон восприятия, мы называем это чудом.

На этом порог возможностей рационального познания энергий заканчивается и открывается духовный (религиозный) уровень познания, связанный с пониманием природы Божественых энергий и их распространением (эманированием) от Бога Отца.

Божественные энергии (нетварные энергии) – принятое в православном богословии обозначение Божественных действий от греч. energeia – действие, деятельность; т.е. сущностное «движение» природы, проявления Божественной сущности; но не сама Божественная сущность.

Иными словами, энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности.
Раскрывая бытие Бога, Православная Церковь не ограничивается указанием на одну непознаваемость Божественной сущности. Учение о непознаваемости и трансцендентности Божественной сущности Церковь дополняет учением о доступности и имманентности Бога в Его энергиях.

Сам Богочеловек Иисус Христос на ряде икон изображён, как олицетворение совершенной человечности в ореоле энергий совершенной божественности в полноте соединения одного (человеческого) с другим (божественным). Тело человека до последней клетки может быть «обо́жено», т.е. превращено в энергию осознания.

Различение Божественной сущности и Божественных энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви. Вместе с тем наиболее полно его выразил святитель Григорий Палама. Документальное закрепление это различие энергий и сущности Бога нашло в Актах Константинопольского собора 1351 г.

Следуя святителю Григорию и Соборным Актам, между сущностью Бога и энергией Бога присутствует различие.

Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны.

Иными словами, ничто не может напрямую соединиться с Богом, ибо не выдержит силы энергий Бога, но может постепенно соединяться с Богом посредством соединения (причастия) божественным энергиям.

Парадокс энергетической природы Бога по св. Григорию в том, что единство Божественной сущности и энергий – «неслиянно», т.е. многочисленные энергии Бога не слиты в одно, а различие – «нераздельно», т.е. энергии Бога невозможно разделить (вычленить) друг от друга.

Таким образом, парадокс энергий Бога в том, что они нетварны как действие и не вносят разделения в саму сущность Бога и одновременно не нарушают Его простоты. Т.е. несмотря на видимые различия, и к энергии Бога, и к сущности Бога также применимо имя «Божество».

Поскольку энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности, то именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно и непричастна (недоступна) и некоторым образом причастна (доступна) человеку.

«Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, мы остаемся в границах благочестия». (Св. Григорий Палама. О божественных энергиях и их причастии).

Таким образом, различение Божественной сущности и Божественных энергий обосновывает возможность причастия (приобщения) Божественного естества и открывает перспективу благодатного «обожения» (энергетического изменения или преображения) человека.

Данный феномен нетварных энергий Бога и принцип их «неслиянности» и нераздельности святой Григорий Палама объясняет на примере луча Солнца, который, будучи единым, содержит в себе все энергии Солнца, т.е. и светит и греет и пробуждает и оживотворяет, являясь не Солнцем, а исходящим от него лучом.

Аналогично и Бог (Отец), как высший Ум и Свет, превыше всего доступного пониманию и осознанию, эманирует, т.е. испускает Святой Дух в виде бесчисленных «лучей» (импульсов, команд, эманаций и т.д.), которые питают и поддерживают осознание всего живого и осознающего (одушевлённого).

«Мы же научились от отцов почитать нетварными все энергии Божии, если только кто не назовет омонимично энергией дело, сиречь результат. И когда мы говорим об одной единственной энергии у Бога, то подразумеваем ее объемлющей собой все их вместе. Ибо согласно отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает все. Так что, как насчет солнца, если и собирательно назовешь действующим луч, то скажешь [тем самым] обо всех [его действиях], и если назовешь все их, то с другой стороны скажешь об одном, так и применительно к Богу.

Поэтому-то и найдешь иногда одну и ту же божественную энергию приводимой в единственном числе, а иногда – в множественном» (Св. Григорий Палама. О божественных энергиях и их причастии).

Таким образом, первичной энергией жизни, поддерживающей все прочие биоэнергетические процессы в любом живом (одушевлённом) организме являются энергии Духа, как энергии Божественной благодати, исходящие от Бога Отца, как Солнца сознания Вселенной.
Говоря о Боге Троице, как Источнике энергии Вселенной, подобной незримому Солнцу высшего осознания, святой Григорий сравнивает Его с «движущимся Огнём»:
«Ведь имя «Бог» (θεος) есть имя энергии, [производимое] от «бежать» (θεειν) и «окружать все заботой» или от «палить» (αιθειν), что означает «жечь», или от «созерцать (θεασθαι) все. Ибо Он, вневременно помыслив, созерцал вся прежде бытия их (Дан.13:42) и каждое, согласно Его вневременной и волеизъявительной Его мысли, которая есть предопределение, образ и план, приходит в бытие в предопределенное время». (Св. Григорий Палама О божественных энергиях и их причастии).

Подводя итог рассуждениям о высших нетварных божественных энергиях, святитель Григорий говорит о том, что все святые в которых накапливаются и соединяются Божественные энергии, становятся в конечном счёте сосудами и храмами Божества:
«Поэтому храмами Бога и Сына и Святого Духа являются все святые, в которых обитает единая божественность и единое господство».

Принцип святости, через повышение интенсивности свечения осознания

«Видишь, что обитающий во святых боготворящий дар является нетварным? Но и то, что он называется божественностью, даже и имея высшей себя сверхначальную природу, не мешает божественности быть единой. Почему? Потому что и эта [божественность] нетварна и неотделима от той. Ибо как солнцем называется и луч, и то, откуда луч, и одно неприступно, а другой преступен как низший, и, несмотря на это, не два света и не два солнца; так и божественностью является и боготворящий дар, и дарующая его от себя богоначальнейшая природа, и [тем не менее] не две суть божественности. Так и Дух Святой является и подающим и подаваемым. И так, притом, что есть и именуется много святых духов, ничто не препятствует нам веровать в Одного. Ибо вот ты слышал, что Дух пребывает в нас как дар, и что дар этот равночестен Давшему. Как же бы он был тварью, если не [тварью бы был] и дающий его Бог? В это, увы, существует опасность, что веруют те, кто ввел тварный боготворящий дар. Но, конечно же, и Дух Святой является подающим боготворящую благодать, и подаваемая благодать есть Дух Святой, как мы слышали. И не следует отвергать ни то, ни другое, ни на тварное и нетварное разделять Самого Духа, но должно благочестиво помышлять и то, и другое, слыша говорящего, что «благодать Духа Писание называет иногда водой, а иногда огнем, показывая, что это суть имена не сущности, но энергии» (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. СПб.: СПбДА, 1902. Т. 8. Репринтное издание: M.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 205).

Таким образом, единым источником и носителем высшей энергии осознания, питающей всё живое и осознающее, является Дух, т.е. Бог и мера причастия живого существа Духу определяет меру его энергийности (духовной силы).
При этом сама наука (знание) о том, как можно целенаправленно изменять энергетическую природу организма для достижения высших духовно-нравственных целей называется аскетика. Аскетика, в данной связи, является наиболее правильным подходом к жизни, который в отличие от «произвольного» обращения с биоэнергиями, направлен на разумное (духовно-нравственное) использование всех видов собственной биоэнергии, прежде всего, для решения высших духовных целей и задач по спасению души.

Все процессы во Вселенной имеют волновую природу и происходят с поглощением или выделением энергии с ее обретением или потерей. Говоря языком метафизики, человек – поле духовной энергии, заключенное в бесконечно большее энергетическое поле Вселенной. Вселенная словно держит нас в своих объятиях, непрерывно снабжая нас своей силой. А ваша сила определяется тем количеством энергии, которое вы способны взять у этого бесконечного поля, накопить, сберечь, использовать, управлять и возобновлять. Именно способность управлять энергией, находящейся на наших физическом, эмоциональном, умственном и духовом уровнях, определяет степень нашей эффективности.

Литература:
Материалы курса «Теоретические основы христианской психологии», сайт православной психологии www.psyheo.by
Kirstie Pursey Everything Is Energy and Science Hints at It – Here Is How // Learning Mind: https://www.learning-mind.com/everything-is-energy/