Святой Дух, исихазм и нейропластичность
"Здравствуйте! Прошу ответить на мой вопрос. На 50-тый день после Пасхи мы празднуем Пятидесятницу, или схождение Святого Духа на апостолов и Богородицу. Но следующий день в церковном календаре - день Святого Духа. Почему мы вторично чествуем Святой Дух? Ведь нет же отдельного дня чествования: дня "Бога-Отца" или дня "Иисуса Христа". Заранее благодарю.
Ирина."
Здравствуйте, Ирина! Начнем с истории. Интересно, что в древней Церкви днем Святого Духа иногда назывался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: «Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος» – Почти день Духа (PG. 36. Col. 441)).
Первые упоминания о Духовом дне в качестве дополнительного празднования Святой Пятидесятницы появляются не ранее XI века в Типиконах студийской традиции, в частности, в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.
В Православной Церкви данное празднование становится известным, когда после XII века получает повсеместное распространение Иерусалимский устав, в основе которого содержится студийская традиция. Как отмечает профессор Скабалланович, устав богослужения на Духов день сходен с изложенным в студийских памятниках[1].
Когда богослужебный кругу литургического года принял отчетливые формы, «день Святого Духа» или «Духов день» вошел в традицию совершения дополнительных празднований в честь тех лиц, которые имели особое значение в праздновавшемся накануне событии священной истории. Такими памятями являются: Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор святого Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др.
С богословской точки зрения важно понимать, что событием Пятидесятницы завершается духовное путешествие, начавшееся с Рождества Христова, продолжавшееся весь Великий Пост, всю Страстную Седмицу, Пасху и Вознесение. В течение всего этого периода мы вспоминаем и переживаем то, что отцы Церкви называют Божественным «домостроительством», то есть делом Бога по спасению человека, начавшееся Его воплощением, а завершившееся ниспосланием Своего Духа на апостолов и образованием Вселенской Апостольской Церкви (Деян. 2:41-47).
Сошествие Святого Духа указывает на тройственность Бога – в этом событии приняли участие все три ипостаси Пресвятой Троицы, поэтому у праздника есть второе название – «День Пресвятой Троицы». К слову, в западнохристианской традиции на 50-й день после Пасхи Христовой празднуют Пятидесятницу (сошествие Святого Духа на апостолов), а День Святой Троицы отмечают отдельно в следующее воскресенье. В православной богослужебной традиции данные темы объединены и раскрываются в одном церковном празднике.
Причиной отдельного празднования дня Святого Духа служит необходимость подчеркнуть величие Пресвятого Духа вопреки антитринитарным лжеучениям, прежде всего ереси духоборцев, отвергавших божественную природу Святого Духа и Его единосущие с Богом Отцом и Сыном Божиим. Учение духоборцев было осуждено как ересь на Втором Вселенском Соборе (381 г.): «и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и аполинариан».
Таким образом, праздник дня Святого Духа подчеркивает характер изменений, произошедших в апостолах – это было не просто Божественное благословение, это было обо́жение. Апостолы стали новыми людьми, помазанниками, христами – они стали христианами: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9); «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1Ин. 3:24). В Церкви пребывает и действует не просто Божия сила, а Сам Бог: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).
Вышесказанное накладывает обязательства и на нас с вами, как части богочеловеческого организма – Церкви. Данные обязательства касаются, прежде всего, умножения добрых плодов.
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10) – промедление опасно, можно не успеть и время на исходе.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4) – плодоношение невозможно без Бога.
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:8) – плодоношение необходимо для прославления Небесного Отца.
«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:22) – основа святости – свобода во Христе.
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23) – живущие духом на суд не приходят, а переходят от смерти в жизнь вечную в Царство Божие.
Итак, богоугождение есть богопознание и, как следствие, плодоношение.
Процесс богопознания может совершаться под воздействием на человека как окружающей действительности, так и Божественной благодати. В первом случае богопознание традиционно называется в богословских источниках «естественным», а во втором – «сверхъестественным».
Важным источником естественного богопознания служит самопознание человека. Оно открывает ему Бога, прежде всего потому, что человек носит в себе образ Божий. Несмотря на психологизм этого метода и неповторимое своеобразие каждой человеческой души, он важен и необходим в процессе естественного богопознания, поскольку, по словам прп. Иоанна Дамаскина, «познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого» человека[2]. Сообразность человека Богу свт. Григорий Богослов называет даже «сродством с Ним»[3], обуславливающим стремление человека к богопознанию. Свт. Василий Великий рассматривает человека как «микрокосмос» и предлагает искать «следы Зиждителя… в себе самом, как бы в малом каком-то мире»[4].
Здесь важно отметить, что еще в недалеком прошлом ученые были уверены: развитие человеческого организма и головного мозга в частности происходит, главным образом, в ранние годы жизни, и с возрастом улучшение работы мозга затруднительно или невозможно, более того повышается риск развития деменции. Но современные исследования[5] показали, что человеческий мозг более пластичен и гибок, чем это считалось раньше. Это означает, что мозг взрослых людей может развиваться - такое явление называют пластичность мозга, или нейропластичность.
Мозг состоит из взаимосвязанных нервных клеток (нейронов) и клеток глии. Процесс обучения может происходить посредством изменения прочности связей между нейронами, возникновения или разрушения связей, а также процесса нейрогенеза. Нейропластичность относится к процессам возникновения/разрушения связей и нейрогенезу.
Нейропластичность может проявляться на разных уровнях, начиная с клеточных изменений мозга, вплоть до крупномасштабных изменений с переназначением ролей в коре головного мозга, как ответная реакция на повреждение конкретных отделов. Роль нейропластичности широко признается современной медициной, а также как явление используется в развитии памяти, обучении, и восстановлении поврежденного мозга.
Какое отношение нейропластичность имеет к богопознанию и плодотворности? Самое непосредственное: нейропластичность - это фундаментальное человеческое свойство, на котором воздвигается здание веры, которая без дел мертва (см. Иак. 2:20).
Идею «пластичности» мозга впервые предложил американский философ и психолог Уильям Джеймс в 1890 г., однако ей не придавали значения на протяжении последующих пятидесяти лет. Термин «нейропластичность» впервые был введен польским нейрофизиологом Ежи Конорским.
Одним из основополагающих принципов нейропластичности является феномен синаптического прунинга[6] – процесс сокращения числа синапсов или нейронов для повышения эффективности нейросети, удаления избыточных связей.
Новые подтверждения феномена нейропластичности позволяют улучшить свои когнитивные функции (способности к познанию). Обычно когнитивную деятельность представляют как интеллект, но она означает гораздо больше: способность к концентрации, долговременная и оперативная память, внимание и психическое здоровье — от всего этого зависит, насколько продуктивно человек может мыслить.
Современные исследования показывают[7], что, закрепив в своем образе жизни определенные модели поведения, можно улучшить различные аспекты своей когнитивной деятельности. К данным моделям относятся: осознанность, физическая нагрузка, диета, сон, творчество, социализация – могут повлиять на здоровье мозга и улучшить качество жизни.
В контексте Духовного вопроса, уместно уделить особое место такому духовному понятию как осознанность. В современной психологии оно определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего. Это состояние – «здесь и сейчас» позволяет индивиду прикоснуться к сути своего «я», что влечет целый спектр переживаний разнообразного характера.
Одним из первых в эпоху Просвещения тему научного изучения сознания начал развивать Рене Декарт (1596—1650). Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito ergo sum). Под мышлением (cogito — дословно, «сознаю») Декарт понимал все то, что совершается осознанно[8]. Для Рене осознанность — это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных[9]. Вместе с тем Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения (интроспекции).
Феномен осознанности был известен Церкви задолго до Рене Декарта и составлял основу православного аскетизма, являясь неотъемлемой частью древней традиции духовной практики – исихазма[10]. В соответствии с одним из значений, исихазм — это практика умно-сердечной молитвы, совмещенная с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию[11]. Разумеется, речь не идет о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» видении. Как писал св. Иоанн Синаит (†649) в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своем теле бестелесное»[12].
Обращая внимание на практическую сторону исихазма в целом и осознанности в частности, стоит вспомнить слова митрополита Иерофея (Влахос), епископа Элладской Православной Церкви: «Одним из основных методов лечения души является безмолвие в полном смысле этого слова» – пишет он с своей книге «Православная психотерапия: святоотеческий курс врачевания души»[13]. Владыка отмечает, что современный человек нуждается прежде всего в лечении от чрезмерной усталости. Одной из наиболее важных истин, которые Православие может сообщить современному усталому, отчаявшемуся и запутавшемуся в противоречиях миру, является истина о безмолвии. Значение православного предания в этом отношении очень велико. Святые отцы, познавшие православное предание во всей его полноте, подчеркивают великую важность православного безмолвия. Безмолвие и исихазм принадлежат к числу самых основных лекарств, помогающих достижению внутреннего здоровья. Такие проблемы, как депрессия, тревога, неуверенность, психологические, душевные и телесные страдания, вызваны именно отсутствием безмолвия, то есть антиисихазмом. «Пустынный ветер антиисихазма, чье дыхание иссушает все кругом, господствует повсюду и является главной причиной нестроения» – считает греческий богослов, видя субъектом практики исихазма прежде всего светского человека[14].
Размышляя о методе безмолвной молитвы как об основном средстве исцеления духовных болезней современного человека, профессор Жан-Клод Ларше отмечает, что Иисусова молитва занимает в православной духовности важнейшее место, считаясь самой высокой формой молитвы, и заключает в себе свойства всех прочих. Именно к ней святые отцы применяют именование «молитва» в строгом смысле слова, располагая ее выше всех других форм молитвословия, в частности псалмопения. Эта молитва в своей совершенной форме сущностным образом связана с созерцанием и составляет в основу практики исихазма[15].
По заповеди апостола Павла, человеку следует не только непрестанно молиться (См.: 1Фес. 5:17), но и приносить Богу чистую молитву (Ср. 2Тим. 2:22). В этом, по мнению святых отцов, состоит цель любого подвига. Именно с такой молитвой связано познание/видение Бога — высшая цель христианской жизни – отмечает ученый[16].
Здесь уместно вспомнить слова преподобного Исаака Сирина: «Все формы, которые может принимать молитва, своим итогом и целью имеют чистую молитву»[17]. Будучи краткой, Иисусова молитва благоприятствует такой сосредоточенности, помогая мысли избегать рассеяния, а уму не давая отвлекаться, что вероятно в случае с более развернутой молитвенной формулой. Иисусова молитва совершенно соответствует наставлению преподобного Иоанна Лествичника: «Не стремись много говорить, когда молишься, а то как бы твой ум не рассеялся в поисках слов. Единственное слово мытаря смягчило Бога, и единственный вопль веры спас разбойника. Многословие в молитве часто распыляет ум и наполняет его образами, тогда как единословная молитва, как правило, его собирает»[18].
Таким образом, конечной целью Иисусовой молитвы является сосредоточенность, собранность и внимание, т.е. осознанность. Каллист и Игнатий Ксанфопулы отмечают: «Божественные отцы в ней [Иисусовой молитве] видели не что иное, как подспорье в собирании ума, чтобы заставить его вернуться внутрь себя от своего обычного волнения и вернуть ему внимание»[19] – Царство Божие внутри нас (См.: Лк. 17:22).
Стоит отметить, что состояние осознанности не может быть расценено как само по себе способное обеспечить те духовные результаты, которые могут быть лишь плодом Божественной благодати. Для чего необходимы: борьба со всеми страстями и взращивание противоположных страстям добродетелей. Другими словами, как практика Иисусовой молитвы, так и осознанность неотделимы от исполнения всех Божественных заповедей.
В заключение несколько слов о физической нагрузке и творчестве.
Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. В Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах (ок. III тыс. до р.Х.) лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи.
Отец медицины Гиппократ (460—370 до р.Х.) считал физические упражнения одним из важнейших средств терапии. Заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». «Врач лечит, природа исцеляет», — говорил он.
Клавдий Гален (129—201) — последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики: «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений».
Клемент Тиссо (1747—1826) — военный хирург в армии Наполеона, разработал новую для того времени реабилитационную концепцию, которая включала гимнастику в постели, раннюю активизацию тяжелых больных, дозирование упражнений, применение трудотерапии для восстановления утраченных функций. Тиссо является автором самого термина «медицинская гимнастика». Его афоризм стал девизом лечебной физкультуры: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение». В наше время лечебная физкультура не утратила своей актуальности[20]. Как говорится, «было бы желание» – физкультура вернет Вас к жизни или подарит новую.
Творчество – широкое понятие, представляющее собой процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Творчество – это, прежде всего искусство, а лично для меня – это музыка. В контексте нейропластичности уместно обратить внимание на терапевтическую сторону данного вида искусства. Одним из первых людей, обратившим внимание на влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческий ученый и философ Пифагор Самосский (570—495 до р.Х.). Как видно из труда Ямвлиха «О пифагорейской жизни»[21], если некто «слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил»[22].
В XIX столетии французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль (1772—1840) начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после Первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Данная практика стала основой развития музыкотерапии после Второй мировой войны[23].
Важно отметить, что, в соответствии с проведенными исследованиями, музицирование повышает положительный эффект в 10 раз по сравнению с пассивным слушанием музыки[24]. Очевидно, что для взрослого человека представляется практически невозможным освоить такие музыкальные инструменты, как скрипка или фортепиано, но не составит никакого труда за считанные недели овладеть такими, как например: блокфлейта, вистл, venova (Yamaha), пимак, губная гармошка и укулеле, особо отметим перкуссию[25]. Отдельного внимания заслуживает самый совершенный музыкальный инструмент – человеческий голос. В связи с вышесказанным обращаю внимание на новаторский формат: «Арт-ведомство ЛИКБЕЗ» и школу церковного пения в нашем храме.
Ирина, будьте здоровы и нейропластичны!
________________________________________________
[5] Патент: Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями: 2018 / RU2688723C1 / С.В. Прокопенко, Е.Ю. Можейко, Т.Д. Корягина, А.Ф. Безденежных, И.Н. Швецова, Т.В. Дядюк, Т.С; патент: Комбинированная терапия для лечения пациентов с неврологическими нарушениями и церебральным инфарктом: пат. 2007 / RU2486914C2 / Ши Ксуемин, Боуссер Марие Гермаине, Пикард Давид;
Каримова Г.М., Миндубаева Л.Ж., Абашев А.Р., Билалова А.Ш., Зиннатуллина А.А. Феномен нейропластичности в механизмах рефлексотерапии // Архивъ внутренней медицины, 2019. No. 3; Волобуев А.Н., Романчук Н.П., Пятин В.Ф. Циркадианная биофизика и нейропластичность // Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2016. Vol. 18. No 8; Цинзерлинг В.А., Сапаргалиева А.Д., Вайншенкер Ю.И., Медведев С.В. Проблемы нейропластичности и нейропротекции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11. Медицина, 2013. Вып. 4 и др.
[6] Более подробно на эту тему см. Джей Мэг Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом. Манн, Иванов и Фербер, 2018. С. 190–200.
[7] См. выше, в т.ч.: Adrianna Mendrek From depression to Parkinson’s disease: The healing power of dance. Dec., 2019. Доступно на сайте: https://theconversation.com/from-depression-to-parkinsons-disease-the-healing-power-of-dance-123748, по состоянию на 3 января 2020; Ashley Boucher Scientists Taught Rats How to Drive Little Rat-Sized Cars & It May Have Implications for Human Health. Oct., 2019. Доступно на сайте: https://people.com/pets/scientists-taught-rats-drive-little-cars, по состоянию на 3 января 2020; Isaac Chotiner Deepak Chopra Has Never Been Sick. Oct., 2019. Доступно на сайте: https://www.newyorker.com/culture/q-and-a/deepak-chopra-has-never-been-sick, по состоянию на 3 января 2020; Kat McGowan I Contain Multitudes Our bodies are a genetic patchwork, possessing variation from cell to cell. Is that a good thing? Aug., 2014. Доступно на сайте: https://www.quantamagazine.org/our-body-as-genetic-patchwork-helpful-or-hurtful-20140821, по состоянию на 3 января 2020.
[10] Ключевыми для исихазма цитатами из Священного Писания являются: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), «Когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф. 6:6), «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). Несмотря на невозможность чувственного видения Бога, свт. Григорий Палама (†1359) и другие исихасты утверждают, что Божественная благодать пронизывает этот мир, а «слава Господня», являющаяся в различных эпизодах Ветхого и Нового Заветов, представляла собой нетварную энергию Бога. Григорий Палама проявлял особый интерес к философии Аристотеля (384—322 до р.Х.) который считал, что наивысшей энергией обладает Бог-Перводвигатель — цель всего существующего, который сам неподвижен и является высшим покоем[10]. Никейский символ веры также утверждает: «Бог-Отец — Свет, а Сын — Свет от Света». Палама сформулировал богословие энергий, отличных от сущности Бога, в противовес тезису Фомы Аквинского (1225—1274) о полном тождестве энергии и сущности Бога, что принципиально важно для возможности диалога Небесного Отца с человеком – Авт.
[11] Более подробно см.: Дунаев А.Г. Исихазм Православная энциклопедия. Т. 27. ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2011. С. 240–254.
[13] Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 317.
[14] См.: Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 317.
[15] См.: Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви. Пер с фр. Под ред. А.О. Солодаткиной. Сергиев Посад, 2018. С. 339.
[19] Каллист и Игнатий Ксанфопулы, свв. Метод и точное правило о выбирающих безмолвническое и монашеское житие. Μέθοδος - ИАБ, № 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλία. 1782. P. 1017-1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197-295; PG. 147. 635-812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305-424.
[20] Ямукова К.Н. Лечебная физкультура // Вопросы науки и образования, 2019. № 1(42); Колпакова Е.М. Рожкова А.С. Лечебная физическая культура как средство реабилитации и восстановления организма // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2016. № 2; Калянов В.В., Королева Н.Н.; Шоршнева М.Г. К вопросу о лечебной физической культуре // Проблемы педагогики, 2016. № 2(13).
[21] Книга Ямвлиха выходит за рамки жизнеописания. Это не просто биография Пифагора, а систематическое изложение пифагорейского образа жизни и учения, которое Пифагор проповедовал в своей школе – Авт.
[22] Халкидский Ямвлих О Пифагоровой жизни. Гл. XV. Доступно на сайте: https://biography.wikireading.ru/277096, по состоянию на 3 января 2020.
[23] Более подробно на эту тему см.: Сухонина Н.С. Музыкальная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования, 2019. № 62-1; Березуцкий В.И., Березуцкая М.С. Музыкальная терапия в лечении болезни Альцгеймера // Международный неврологический журнал, 2019. № 3(105); Ромм В.В. Танцевально-музыкальная терапия // Вестник музыкальной науки, 2017. № 4(18); Серебрякова Е.А. Влияние музыки на психофизическое состояние человека // Вестник Брянского государственного университета, 2014. № 1; Серебрякова Е.А. История развития музыкальной и вокальной терапии в древних цивилизациях // Вестник Башкирского университета, 2014. № 1, Т. 19; Гайнанова А.А., Юдичев С.В. Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. № 12-3; Мещанова Л.Н., Шмидт А.О. Социальная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями в условиях интегративной театрально-хоровой деятельности // Наука. Искусство. Культура, 2014. № 4; Петухова М.И. Музыкальная терапия как метод социальнопсихологической адаптации младшего школьника // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2013. № 3-2.
[24] Costandi M. Want to 'train your brain'? Forget apps, learn a musical instrument. Доступно на сайте: https://www.theguardian.com/education/2016/oct/24/want-to-train-your-brain-forget-apps-learn-a-musical-instrument, по состоянию на 3 января 2020.
[25] Перкуссия – ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся: табла, мриданга, джембе, кахон и множество других этнических ударных инструментов – Авт.
Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.