Реален ли загробный мир?

"Здравствуйте! Почему Бог сделал так, что мы не видим умерших людей? Ведь если бы мы видели и общались, то на земле не было бы ни одного атеиста.
Артем."

Здравствуйте, Артем! Милостью Божией, мы живем в то время, когда доказательств существования загробного мира, как субъективных, так и объективных, имеется более чем достаточно, но обо всем по порядку.

Возможно ли увидеть умершего человека, причем не во сне, а наяву? Да.

В 2015 г. в Миланском государственном университете было проведено исследование, посвященное «галлюцинаторным переживаниям после тяжелой утраты» (PBHE). Ученые выяснили, что шесть из десяти человек видели или слышали своих почивших родных и близких[1]. Проведенное исследование свидетельствует, что 60% респондентов хотя бы один раз видели скончавшихся родственников, друзей и возлюбленных, сидящими в любимом кресле или шепчущими их имена. Причем природа этих явлений остается, по словам ученых, неясной и требующей дальнейших исследований для выявления границ между физиологическими и патологическими переживаниями, т.е. переживаниями в пределах нормы и болезненного отклонения от нее.

«Люди сообщали о видениях, голосах, запахах, прикосновениях к погибшим родственникам, ощущениях, что покойник постоянно присутствует в комнате», — рассказывают авторы работы. Общение с призраками могло возникнуть случайно и происходило, не только когда человек думал о почившем родственнике[2].

Ученые также отмечают, что большинство овдовевших, к которым «приходили» почившие супруги, не решались рассказать об этом близким, боясь, что те обвинят их в психическом расстройстве. Кроме того, по словам многих респондентов, они продолжают обмениваться колкостями и ругаться с почившими родителями, которые при жизни их часто осуждали за принятие тех или иных решений. А женщины часто указывали, что призраки возлюбленных просили у них прощения за грубые слова и действия. Тем не менее нет ясности, кто на самом деле приходит к родственникам: действительно ли это умершие близкие или кто-то другой под видом близкого человека. Также малопонятно, являются ли данные переживания объективными или субъективными? Т.е. является ли данный феномен следствием внушения (самовнушения), или же человек подвергается реальному внешнему воздействию со стороны духовного мира?

Еще древнегреческий врач Гиппократ (370 г. до р.Х.), вошедший в историю как «отец медицины», упоминал о людях, которые видят умерших. Врачам известны т.н. психические отклонения и болезненные состояния, способствующие тому, что люди начинают «общаться с призраками». Например, при белой горячке[3] у больного не только возникает озноб и повышается температура, но и начинаются зрительные, слуховые и тактильные галлюцинации. Интересно, что именно при белой горячке видения часто носят угрожающий характер: например, человеку могут видеться агрессивно настроенные или даже вооруженные умершие родственники.

Также сообщают о «разговорах с мертвыми» люди, принимающие психоактивные вещества. Однако, «видеть покойников» могут и совершенно здоровые люди – представители различных профессий. Например, спелеологи, занимающиеся изучением пещер, из-за ограниченного пространства и отсутствия привычного освещения иногда становятся жертвами разного рода видений.

Таким образом, на основании проведенного исследования учеными Миланского государственного университета, можно сделать вывод о реальной связи призрака с умершим близким. В некоторых случаях мы видим поразительную осведомленность призрака об особенностях взаимоотношений и личной жизни посещаемого им человека, а также желание примириться.

С другой стороны, в ситуациях с белой горячкой или работой в подземном пространстве встреча с душой умершего человека представляется маловероятной, особенно в свете предания Церкви[4]. Как известно, первые три дня после смерти душа человека пребывает у родного дома; с 3 по 9 день душа познает светлый загробный мир; с 9 дня по 40 испытывает воздушные мытарства, тяжесть которых зависит от числа прегрешений человека.

Так с кем же встречаются люди, находящиеся в уязвимом душевном и физическом состоянии? Ответ на этот вопрос отчасти поможет получить российский ученый Геннадий Павлович Кро́халев (1941—1998)[5].

В 90-х годах XX века Геннадий Павлович совершил ряд опытов, один из них – фиксация на пленке виде́ний душевнобольных пациентов. Это было доказательство существования другого мира, но где он был: в сознании пациента или в объективной реальности?

Другой опыт, проведенный ученым – это опыт внешней изоляции. Если поместить душевнобольного, страдающего зрительными или слуховыми галлюцинациями, в полностью изолированную от внешних излучений камеру, то с момента закрытия двери, т.е. замыкания контура, галлюцинации у больного прекращались. Полностью!

Был сделан вывод, что для излечения человеческой психики от несуществующих «чертиков» и голосов в голове, необходимо просто изолировать человека от волн и полей, т.е. объективного внешнего воздействия. Предлагаемое лечение: 1. Полноценный сон. 2. Изоляция от внешнего воздействия волн, полей.

Еще одним открытием Крохалева стало исследование алгоритма последовательных действий шизофреника. Ученый заметил, что фразы, произносимые душевнобольными, мимика, способ мышления и т. д. полностью повторяли поведенческую модель человека, находящегося в фазе быстрого сна. То есть сумасшествие похоже на сновидение обычного человека. Человек как бы находится в сразу в двух мирах: в реальном и параллельном. Человек и бодрствует, и спит одновременно.

Эту болезнь он определил своим термином «информационный психоз». Стоит отметить, что шизофрения не столько болезнь, сколько собирательное название для различных психических расстройств. Информационный психоз Геннадий Крохалев предлагал лечить полноценным сном и изоляцией от различных излучений.
Таким образом, так называемый «тонкий мир» реален и оказывает воздействие на людей. Вопрос только, каким образом? Непосредственно, когда представители параллельной реальности входят в прямой контакт с человеком, или с помощью волн и полей? Причем, как мы видели в экспериментах Крохалева, на людей оказывалось именно негативное влияние со стороны «иного мира» – и маловероятно, что это могли делать души умерших родственников.

Мы рассмотрели вариант с пассивным участием человека в ситуации контакта с «умершими», «другим миром» и т.п.; но существуют случаи активного участия, когда исследователь осознанно, умышленно выходит на контакт с представителями другого мира – этот феномен носит название «ченнелинг».

Ченнелинг от англ. Channeling — «прокладывание канала» или «передача по каналу»; более ранний термин «контактерство». С точки зрения современных эзотерических[6] учений — способ подключения к «всемирному разуму», необъятному хранилищу информации, существующему с момента зарождения Вселенной. Практика ченнелинга имеет особое распространение среди приверженцев движения Нью-эйдж[7].

Ченнелинг по убеждению исследователей — это не просто контакт с любым нечеловеческим разумом, это организация устойчивого канала связи с теми сущностями, которых практикующие ченнелинг считают «старшими братьями» человечества. Людей, участвующих в ченнелинге, обычно называют «каналами», а тех, кто передает им информацию в виде различных «посланий», — «наставниками». Учение о «наставниках» объединяет представления о сверхъестественных существах, бытовавшие в разных религиях в разное время. Наставники, по мнению практикующих, — это души мёртвых, боги, демоны, ангелы, пилоты НЛО и т.д.

Считается, что контактер получает от других сущностей информацию (душ умерших, высшего я, ангелов, демонов, богов, инопланетян) в форме мыслей. Чаще всего они для этого используют автоматическое письмо. Ченнеллеры как бы записывают то, что в виде мыслей надиктовывают им наставники, потому записанные ими тексты также называют диктовками. Если диктовки содержат пророчества и поучения, адресованные широкому кругу лиц, их ещё называют посланиями. Многие послания объединяются в сборники и публикуются как книжными издательствами, так и интернет-сайтами, порождая новый поджанр эзотерической литературы.

Как и другие медиумические и спиритические практики, ченнелинг не признается научным сообществом в виду отсутствия объективных доказательств его существования. Так, Национальный научный фонд (США) относит веру в возможность ментального общения с духами умерших и способность «потусторонних сил» временно управлять телом человека к одним из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений[8]. Причина этого во многом состоит в том, что в 30-х годах XX века последовала серия разоблачений известных медиумов цирковыми фокусниками, нашедшими в их арсеналах трюки, используемые в цирке. С этого времени популярность спиритического медиумизма стала сходить на нет — на смену ему постепенно пришла техника ченнелинга. Не только последователи спиритуализма, но и некоторые учёные, включая тех, что работали в рамках Общества психических исследований (ОПИ)[9], утверждали, что известны как минимум несколько медиумов, демонстрировавших подлинные явления. Однако в обществе и науке преобладает скептическое отношение к медиумизму и ченнелингу. Вера в возможность общения с «умершими» и другими потусторонними силами рассматривается в качестве одного из распространённых псевдонаучных заблуждений.

Стоит также отметить, что ченнелинг осуждается и мировыми религиями. Критика данной практики связана с нарушением психического и физического состояния здоровья практикующих, о чем свидетельствуют специалисты медицинских учреждений и реабилитационных центров, в частности Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова при храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Опасность ченнелинга отмечается и самими последователями движения Нью-эйдж, т.к. сущности-наставники подразделяются на светлых, темных и серых. При недостаточности духовного развития контактера на контакт выходят либо серые, либо темные, что для человека может быть опасным. Подобный опыт сопровождается ощущениями тревоги, страха, стыда, гордыни и раздражения. Такая сущность-наставник использует контактера в качестве энергетического источника. Именно это и происходит в подавляющем большинстве случаев. Человек, обольщаясь сверхъестественными способностями, отказавшись от воли и непосредственных отношений с Небесным Отцом, становится «батарейкой» для представителей невидимого мира и после выработки ресурса оставляется, но уже опустошенным и поврежденным как физически, так и психически.

Также контактерами описывались случаи ченнелинга по инициативе самих сущностей, когда поток информации начинал поступать спонтанно, без предварительных ритуалов, расслаблений и «медитаций». Считается, что ченнеллера, получающего спонтанные диктовки, эти сущности избрали специально для передачи посланий. Данный опыт похож на описанные ранее случаи, последствиями которых занимался психиатр Геннадий Павлович Крохалев.

Однако, дорогой Артем, в свете вашего желания избавить мир от атеизма было бы важно обратить внимание не только на непосредственный контакт с «умершими людьми», но и на феномен околосмертных переживаний.

Околосмертные переживания – общее название различных субъективных переживаний человека, которые могут возникать в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек выжил[10]. Эти переживания могут включать в себя такие элементы, как ощущение выхода из физического тела, эйфорию, мистические видения, чувство исчезновения эго и выхода за пределы пространства и времени.

В последние годы феномен активно изучается научными методами. В материалистическом сообществе случаи околосмертных переживаний расцениваются как галлюцинации[11] или нейропсихологический феномен, связанный с работой мозга в условиях недостатка кислорода и глюкозы вследствие остановки сердца и прекращения кровотока.

Первым исследователем, обратившим внимание на околосмертные переживания и собравшим большой статистический материал, был американский психолог и психиатр Реймонд Моуди. Моуди представил его широкой публике в 1975 году в книге «Жизнь после жизни», ставшей бестселлером[12]. В 1978 году была основана Международная ассоциация исследования околосмертных переживаний (IANDS). В 1998 году доктор медицины Джеффри Лонг основал Фонд исследований околосмертных переживаний (NDERF), рекомендую всем его книгу «Доказательство жизни после смерти: уникальное исследование онколога с 30-летним стажем»[13]. Согласно опросу, проводимому американским институтом общественного мнения Гэллапа, приблизительно восемь миллионов американцев утверждали, что имели подобный опыт чувственных переживаний[14]. Околосмертные переживания относятся к явлениям, которое изучают такие академические дисциплины, как психология, психиатрия[15] и медицина[16].

В большинстве случаев околосмертные переживания описаны в терминах той религиозной традиции, к которой принадлежал человек. Те, кто не был приверженцем той или иной религии, обычно видят знакомые вещи[17]. Российский психолог О. В. Гордеева также показала зависимость переживаний от типа культуры, к которой принадлежит человек[18].

Итак, отметим выявленные исследователями, наиболее типичные околосмертные переживания:
1. Первое сенсорное впечатление — очень неприятный звук (шум).
2. Понимание того, что умер (осознанная смерть).
3. Приятные эмоции — спокойствие и умиротворение.
4. У слепых и глухих появляется возможность видеть и слышать всё окружающее их.
5. Ощущение выхода из тела, парения над собственным телом и наблюдение окружающих, возможность слышать и путешествовать по пространству, но невозможность повлиять на что-то.
6. Ощущение деформации пространства и времени.
7. Чувство перемещения вверх через яркий туннель света или узкий проход.
8. Встреча с умершими родственниками или духовными лицами.
9. Встреча с существом из света (часто интерпретируемым как божество).
10. Рассмотрение эпизодов прошедшей жизни.
11. Достижение границы или преграды.
12. Нежелание «возвращения» в тело.

Однако околосмертные переживания часто связывают с галлюцинациями даже несмотря на современные научные данные из области нейронауки. Все когнитивные (познавательные) функции человека (зрение, память, мышление и так далее) функционируют на базе нейроструктур головного мозга. Следовательно, в случае смерти мозга сознание тоже перестает функционировать[19]. Как отмечает М.Ю. Сердюков, околосмертные переживания не вписываются ни в одну из ныне существующих теорий психоза[20].

Таким образом, дорогой Артем, подводя итог нашего небольшого обзора, посвященного интересующей Вас теме, стоит отметить очевидность как скептического, так и самого искреннего интереса к «загробному миру» в научном сообществе. Вопрос о первичности духа или материи как всегда актуален, но увлекаясь изысканиями мы забываем главное: «Почему Бог сделал так, что мы не видим умерших людей»?!

Бог сделал это для того, чтобы не нарушать свободу человека, чтобы каждый приходящий в этот мир смог сделать свой выбор: познать, что есть добро и что есть зло, познать жизнь с Богом и жизнь без Него, ведь одни люди живут в мире, где Бог существует на 100%, а другие живут в мире, где Бога нет. Оба мира реальны, и это чудо. Ведь, Вы, дорогой Артем устремлены к Богу, а есть люди, которые устремлены от Него, и Вам кажется это странным, но это объективная реальность, и Промыслитель уважает свободу каждого, позволяя ограничится этим миром или пойти дальше. Создатель не насилует волю своего творения сверхъестественным и не соблазняет чудесами, оставляя право выбора интерпретации того или иного экстраординарного явления, чему мы были свидетелями в контексте представленного исследования.

Иисус Христос говорит Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Вера – вот то, с чего начинаются отношения с Богом, и то, что сопровождает человека в вечность. В чем разница между верой и знанием в контексте отношений человека с Небесным Отцом? Вера лежит в основе богосыновства, знание – наемничества или рабства. Человек приходит в этот мир, чтобы найти себя в отношениях с Богом. Богатеть в себя или Бога (См.: Лк. 12:16-21). Причем этот выбор теоретически не имеет точки невозврата – «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного»[21], – а практически имеет.

В завершение напомню слова Авраама, сказанные евангельскому богачу, попавшему во ад: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:27-31)
________________________________________________

[1] Castelnovo А., Cavallotti S., Gambini О., D’Agostino А. Post-bereavement hallucinatory experiences: A critical overview of population and clinical studies // Journal of Affective Disorders Volume 186. 01 November 2015. P. 266-274. См. так же: Stengaard K., Due Н. How many bereaved people hallucinate about their loved one? A systematic review and meta-analysis of bereavement hallucinations. Epub 2018 Sep 17.

[2] См. там же.

[3]Алкогольный делирий (белая горячка) – психоз, возникающий на фоне чрезмерного употребления алкоголя. Часто наркологи фиксируют патологию у лиц со второй и третьей стадиями алкоголизма. Состояние психоза развивается через несколько дней после резкой отмены алкоголя. Больные сталкиваются со зрительными, слуховыми и тактильными галлюцинациями, продолжительное время пребывают в бессознательном состоянии. Предвестниками делирия становятся бессонница, нарастающее беспокойство, резкие скачки артериального давления, тремор конечностей – Авт.

[4] В частности, об этом свидетельствует свт. Василий Великий (+379) в одной из своих проповедей: «Душа человечья три дня после смерти ещё продолжает своё существование на земле, уже не в теле, но при теле».

[5] В 1965 году окончил Пермский медицинский институт. С 1967 г. работал врачом-психиатром в Пермской областной психиатрической больнице № 1. По месту работы у него и появилась идея попробовать снять на пленку галлюцинации своих больных (обычно страдающих делирием). Исследования проводились с 1974 по 1991 годы. К 1990 году Геннадий Павлович по своим исследованиям имел 33 публикации в разных странах мира (СССР, Япония, Германия, Чехословакия, Польша, США и др.). О его работах вышло около 80 статей и было снято 6 документальных фильмов – Авт.

[6] Эзотерика – совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне субъективными, поэтому не существует единого эзотерического учения. Зачастую определяется как псевдонаука и осуждается традиционными религиями, обращая внимание на опасность опыта. – Авт.

[7] Стоит обратить внимание на то, что значительная часть направлений Нью-эйдж критикуется представителем Русской Православной Церкви, известным деятелем российского антикультового движения Александром Леонидовичем Дворкиным. Эти направления обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения и причисляются к деструктивным сектам. Активно критикует различные направления Нью-эйдж православный публицист и проповедник Андрей Кураев. С критикой движения Нью-эйдж также выступает богослов Алексей Ильич Осипов – Авт.

[8] National Science Board. Chapter 7: Science and Technology: Public Attitudes and Understanding. Science and Engineering Indicators 2006. National Science Foundation (2006) Электронный ресурс NSF: https://wayback.archive-it.org/5902/20150628042314/http://www.nsf.gov/statistics/seind06/c7/c7s2.htm (дата обращения: 27.03.2021).

[9]ОПИ – британская некоммерческая общественная организация, образованная в 1882 году в Лондоне сэром Уильямом Барреттом и Эдмунд Доусоном Роджерсом с целью научного изучения явлений и человеческих способностей, которые принято называть «психическими» или паранормальными – Авт.

[10] См.: Moody R. Reflections on Life After Life. New York: Stackpole Books, 1977. Р. 113.

[11] См.: Britton W.B., Bootzin R.R. Near-Death Experiences and the Temporal Lobe // Psychological Science. Vol. 15, No. 4 (April 2004). Р. 254-258; Blackmore S. Dying to Live: Near-Death Experiences. London: Grafton, 1993.

[12] Moody R. Life After Life. Atlanta: Mockingbird Books, 1975.

[13] Лонг Джеффри Доказательство жизни после смерти; [пер. с англ. О. Вирязовой]. М.: Эксмо, 2012.

[14] См.: Mauro J. Bright lights, big mystery // Psychology Today, July 1992.

[15]См.: Greyson B. Near-death experiences in a psychiatric outpatient clinic population // Psychiatric Services journal, 2003. Vol. 54, no. 12. P. 1649-51.

[16] Van Lommel P. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands // The Lancet journal. Elsevier, 2001. Vol. 358, no. 9298. P. 2039-45.

[17] О чем свидетельствуют в частности: R. Moodi и J. Long – Авт. См. также: Гордеева О.В. Cпецифика околосмертного опыта у представителей западной и индийской культур: сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 121-131; Слепые видят во время клинической смерти Электронный ресурс: https://youtu.be/doLNz-zc97o (дата обращения: 30.03.2021).

[18] Гордеева О.В. Cпецифика околосмертного опыта у представителей западной и индийской культур: сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 121-131.

[19]См.: Laureys Steven, Tononi Giulio The Neurology of Consciousness: Cognitive Neuroscience and Neuropathology. Academic Press, 2009. Р. 20; Roger N. Rosenberg, MD. Consciousness, Coma and Brain Death // Journal of the American Medical Association. 2009. Vol. 301, № 11.

[20] См.: Сердюков М.Ю. Околосмертный опыт без паранаучных и эзотерических спекуляций // Историческая психология и социология истории. Том 7, номер 1 / 2014.


[21] Исаак Сирин Ниневийский прп. Слово 2. О благодарности Богу, с присовокуплением краткого изложения первоначальных учений // Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008; см. также Притчу о благоразумном разбойнике (Лк. 23:39-43).