ПАСТОРСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (PASTORAL COUNSELING) И ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ ЗАПРОСЫ

Пасторское консультирование является современной и психологически утонченной формой религиозного попечительства. Обычно предлагаемое священниками, раввинами, капелланами. Пасторское консультирование пытается соединить методы квалифицированного консультирования с пониманием и применением моральных норм и духовных ценностей.

В противоположность термину религиозное консультирование, которое не ограничено деятельностью христианских священников, пасторов или системами верования Запада, термин Пасторское консультирование обычно ограничивают пределами помощи, предоставляемой теми представителями иерархии, чья вера основана на иудейско-христианских традициях.
Библия полна примерами мужчин и женщин, посвятивших себя служению Богу, которые вдохновляли, руководили, поддерживали, ставили перед лицом происходящего, утешали, советовали и другими способами помогали людям, испытывавшим нужду.
Современное пасторское консультационное движение началось в 1920 гг. на Западе как реакция, с одной стороны, на традиционное богословское образование, которое уделяло недостаточно внимания практическим моментам приходской жизни, а с другой стороны, на методы психиатрического лечения, в котором религиозные перспективы исцеления занимали очень небольшое место.
Клиническое пасторское образование (Clinical Pastoral Education, СРЕ) развилось в высокоорганизованное движение. Большая часть его работы состоит в обеспечении норм и директив для подготовки пасторских консультантов; в демонстрации как персоналу больниц, так и преподавателям богословия того, что вовлеченность пасторов в лечение психологических и физиологических болезней вполне уместна; в исследовании способов, которыми могут быть связаны богословие и психологические науки.
Пасторские консультанты не взирая на вероучительные отличия имеют дело с личностными, социальными, брачными, семейными и религиозными проблемами. Особое внимание в пасторском консультировании уделяется совладанию с имеющимися проблемами, помощи страдающим людям и предоставлению духовного руководства.
Когда пасторское консультирование стало более популярным, а его эффективность получила достаточное признание, все больше пасторов стало замечать, что они просто завалены просьбами о консультировании. Для удовлетворения этих потребностей возникло несколько очевидных тенденций внутри пасторского консультационного движения. Они включали в себя диалог между пасторами и специалистами в сфере помогающих профессий; разработку специальных программ подготовки в семинариях; стимулирование мирского консультирования в рамках и средствами местного прихода; создание пасторских консультационных центров; рассмотрение способов, которые могли бы содействовать предупреждению проблем силами Церкви или синагоги; возрастающее использование проповедей и небольших учебных групп как способов поддержки психического и духовного здоровья, и разработка фильмов, семинаров и учебных программ, которые могли бы дополнить, заменить или предотвратить необходимость в консультировании.
Особое внимание стоит уделить понятию психологического запроса – того, без чего пасторские консультанты и психологи не работают.

Запрос – это жалобы и просьбы клиента к психологу, "опредмеченные" в образе конкретной желаемой цели, желании получения конкретной помощи.

Различают неконструктивные и конструктивные запросы.

Неконструктивные запросы

1. Невыполнимые запросы. Заявление о желании получить то, чего получить невозможно – получение какого-либо идеального состояния, возвращение в прошлое и т.д. Например: "всегда быть счастливым", "никогда не испытывать гнева", "вернуться в детство", "как сделать так, чтобы меня любили все мужчины" и т.п.

2. Неопределенные, размытые запросы. Довольно часто клиент никак не может определить - чего же именно он хочет. Есть смутные и разрозненные пожелания "чтобы чего-то не было" и "что-то было", но в общую картинку они никак не складываются.

3. Манипулятивные запросы. Запросы-хитринки. Это запрос клиента не о себе, а о ком-то другом (родственник, друг, коллега) – то есть измениться должен не клиент, а кто-то другой (без согласия, желания этого другого, который вообще может быть не в курсе происходящего).

Конструктивные запросы

1. Потребность в информации

Данные запросы можно разделить на два вида:

- запрос об адекватности, нормальности, особенностях того, что происходит с клиентом или его близкими (поведение, эмоции и т.п.);

- потребность в информировании о способах коррекции, прогнозах, длительности, эффективности и т.д.

Эти запросы относятся к области психологического просвещения, психолог предоставляет клиенту видение проблематики и рассказывает о тех методах, которыми он владеет и может предложить в данных условиях.

2. Самопознание

Этот запрос проистекает из предыдущего, но уточняет и углубляет его по следующим направлениям:

- профориентация; в основном тут все ограничивается диагностикой, но иногда требуется и терапевтическая, коррекционная работа;

- исследование и преобразование Я-концепции; в данном случает клиент интересуется особенностями своей личности, в зависимости от того, какие мотивы лежат под этим интересом, строится дальнейшая диагностическая, терапевтическая и коррекционная работа;

- трудности самовосприятия и самопонимания – клиент хочет лучше понимать себя, разрешить внутриличностные конфликты, скорректировать самооценку, поработать с мотивацией, проработать установки, чувство вины и т.д.

Здесь используются диагностические и коррекционные методы работы, требует определенного времени (от 5 до 40, 50 встреч), порой проработка одного запроса порождает следующий запрос, так как под одной проблематикой может лежать другая (например, работа с неуверенностью открывает чувство вины, работа с зависимостью открывает проблему семейных установок и так далее).

3. Запрос о саморазвитии

Довольно распространенная и обширная по вариативности группа запросов, в которой есть три составляющие:
- развитие когнитивных способностей (память, внимание, мышление и т.д.);

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков саморегуляции для стабилизации своих психофизиологических состояний.

Как правило, выясняется, что лежит в основе этих запросов, прорабатываются тормозящие развитие моменты и, например, проводится тренинг по развитию искомых качеств.

4. Запрос о трансформации

Обычно клиент не произносит слово "трансформация", но в процессе беседы с психологом он охотно соглашается, что смысл именно в этом: клиент хочет изменить свое состояние или качества. Существуют четыре основные формы этого запроса:

- обретение внутренних ресурсов и целостности личности – проблемы личной идентичности, ответственности, границ личности, разрешение конфликтов между обществом и личностью, обретение внутренней гармонии, умение работать с ресурсами личности и т.д.;
- личностный рост – трансформация личности, ведущая к позитивным изменениям, переходу на новый уровень мышления, восприятия и т.д., расширению и гибкости личности;

- эксзистенциальные вопросы – смысл жизни, самореализации, запросы о том, как жить "здесь и сейчас" и "что делать"; – изменение жизненных сценариев – например, трансформация семейных сценариев (пришедших из родительской семьи), установок и т.д.

Здесь также проводится как диагностическая, так и коррекционная работа, требующая определенного времени.

5. Нежелательные симптомы и проявления

Запрос об избавлении о неприятных и тревожащих последствиях или проявлениях какой-либо ситуации. Таких симптомов очень много, условно их можно объединить в следующие группы:

- эмоциональные нарушения: стресс, депрессия, тревога, тревожность, страхи, фобии, посттравматический синдром, зависимости, чувство вины, горевание, чувство стыда, неконтролируемые эмоции (гнев, раздражение), навязчивости и т.д.;

- психосоматические нарушения: хронические заболевания (кожные, сердечно-сосудистые и др.), головные боли, нарушения пищевого поведения, сексуальные расстройства;

- трудности коммуникации: отсутствие навыков общения, социофобия, зажатость, неуверенность, чувство отверженности или неполноценности, вспыльчивость, алекситимия (неумение выражать чувства), заикание и т.д.;

- когнитивные нарушения: нарушения памяти, мышления, восприятия, ложные воспоминания, невозможность что-то вспомнить (различные виды амнезии), рассеянность внимания и др.;

- различные нарушения характера: акцентуации характера, то есть ярко выраженные черты характера, приводящие к неадекватным реакциям и поведению, затрудняющие взаимодействие с самим собой и окружающими.

В заключении следует отметить, что постановка грамотного запроса во многом определяет эффективность дальнейшей психологической работы!