О БОГОИ́ЗБРАННОСТИ
Статья посвящена понятию богои́збранности в контексте христианско-иудейских отношений, реализующейся через призму феномена веры; веры двух типов: веры формальной и веры реальной, выступающей основным фактором, влияющим на достижение мира и гармонизацию отношений, как представителей двух религий, так и общества в целом.
Ключевые слова: богоизбранность, христианско-иудейский диалог, иудео-христианский диалог, христианство, иудаизм, вера, дешевая благодать, Церковь, Священное Предание, вера, подвиг, полемика, благодать, мир, евреи, раввины.
The article is devoted to the concept of God's choice in the context of Christian-Jewish relations, realized through the prism of the phenomenon of faith; faith of two types: formal faith and real faith, acting as the main factor influencing the achievement of peace and harmonization of relations, both representatives of the two religions and society as a whole.
Keywords: God's election, Christian-Jewish dialogue, Judeo-Christian dialogue, Christianity, Judaism, faith, cheap grace, Church, Sacred Tradition, faith, feat, controversy, grace, peace, Jews, rabbis.
Словом сказать:
что в теле душа, то в мире христиане.
… Так славно их положение,
в которое Бог определил их
и от которого им отказаться нельзя.
Послание к Диогнету (II век)[1]
Понятие богои́збранности впервые было озвучено примерно за 1300 лет до рождества Христова (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля... Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исх. 19:3–6).
Согласно иудаизму, между Богом и еврейским народом был заключен вечный[2] Завет, который можно понимать и как благословение, и как большую ответственность, которая возлагается на евреев. Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради спасения всего человечества. Причем при внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в Священном Писании. «Этот народ Я образовал для Себя», — сказано на страницах Священного Писания (Ис. 43:21). Таким образом, получается, что народ не богои́збранный, а богосо́зданный.
В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой спасительной богодаро́ванной роли. Апостол Павел — первый, но далеко не последний, кто, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону[3]. Первоверховный апостол истолковывал путь до Иисуса Христа как «пройденный этап», тем самым лишая еврейский народ своей особой функции в новозаветное время.
Вероятно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? На этот вопрос отвечает апостол Павел: «Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:29–36).
Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем во многом ушел от богоизбранности, так и не раскрыв в необходимой полноте свое призвание стать «царством священников» и «народом святым»[4]. Не узнали о святости и богоизбранности Израиля и те, под чьей властью находились «помазанники Божии» государств / царств: Ассирии (с 740 г.до н.э.), Вавилона (597—539), персидской державы Ахеменидов (539—331), Македонии (332—312), эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (III—II века), Рима (с 63), — какая прекрасная, но увы, упущенная возможность для проповеди Сущего Бога и Его Славы!
Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он не смог этого сделать без Христа. И уже апостол Петр констатирует новые приоритеты и новые надежды, обращаясь к бывшим язычникам: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1 Петр. 2:9).
Вероятно, поэтому, оказавшись не способными творить, будучи послушными Богу без Его Христа… «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), среди евреев оказалось много тех, которые пришли к вере в Иисуса. Тех, кого еврейское общество дискредитировало и изгоняло, когда становилось очевидным, что они верят в Иисуса Христа. Пока они были частью еврейского общества, они считались праведниками и были уважаемы, но когда их вера в Иисуса Мессию становилась публичной, их презирали и считали предателями, язычниками, грешниками и глупцами. Вот лишь некоторые из них[5].
Самуил Исаак Йосиф Шерешевский основал Университет Шанхая, и перевел Ветхий Завет на китайский язык. Родился в еврейской ортодоксальной семье и с успехом окончил свое обучение в Университете Бреслау (Вроцлав, Польша). К концу своей жизни пришел к заключению, что Иисус является Мессией.
Раввин Чил Слостовский — учитель Школы раввинов и секретарь Раввинистического суда Иерусалима, друг известного Авраама Ицхака Кука[6]. Слостовский также пришел к вере в Иисуса.
Раввин Сам Штерн – ученый, известный своим знанием Талмуда. Родился в Варшаве и к возрасту 3 лет прекрасно знал Священные тексты Божественного Откровения. В возрасте 9 лет он наизусть цитировал Раши[7]. Сам и его братья были раввинами. Он был известен своей способностью декламировать наизусть большие отрывки из Талмуда. Позже он пережил антисемитские нападки соседей-католиков, позже был спасен из рук нацистов во время Холокоста. Раввин Штерн пришел к заключению, что Иисус является обещанным в пророчествах Ветхого Завета еврейским Мессией.
Раввин Макс Вертхаймер — раввин, имеющий множество ученых степеней, ставший популярным оратором и на определенном этапе своей жизни пришел к вере в Иисуса.
Раввин Даниэль Цион, главный раввин Болгарской Еврейской общины во времена Холокоста. Он принял участие в спасении сотен евреев из лагерей смерти, помог им обрести пристанище на Святой Земле. Даниэль Цион был раввином, который поверил в Иисуса как Мессию. В 1954 году ему предложили занять должность судьи Раввинистического Суда Иерусалима, но при условии, что он будет держать свою веру в тайне. Раввин Цион записал тогда свой ответ: «Я готов отказаться от любого вида мирского почтения ради моего Мессии». После этого его перестали считать раввином и признали язычником и предателем. Тем не менее, Болгарская Еврейская община в Яффе продолжала принимать его в качестве лидера их синагоги. Равви Даниэль Цион умер в 1979 году в возрасте 96 лет, оставаясь твердым в вере и преданности Иисусу.
Раввин Ицхак Лихтенштейн — в детстве католики-антисемиты бросали в него и его семью камни, когда те выходили из синагоги. Позже он служил в нескольких синагогах, пока не стал Раввином Венгрии. Однажды, он решил прочитать Новый Завет, полагая, что именно эта книга является источником всей кровопролитной клеветы и причиной его страданий в детстве, когда антисемиты бросали в него камни. Но то, что он обнаружил, к своему удивлению, изменило его жизнь навсегда. После сопоставления Ветхого и Нового Заветов он пришел к заключению, что Иисус является еврейским Мессией, которого он ждал всю свою жизнь.
Раввин Исраель Цули, Раввин Цион Даниель, Раввин д-р Мюллер, Равин Йосеф Тайхман, Раввин Даниель Вайс — у каждого из этих раввинов, какими бы важными, великими или уважаемыми они ни были, их еврейство «отбиралось» после того, как они начинали верить в своем сердце в Иисуса, как еврейского Мессию, основываясь на Ветхозаветных пророчествах[8].
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). О какой вере говорит Спаситель? О вере какая была у книжников и фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 23:15)? Или о вере, как о светлой мечте, о которой рассуждает автор Послания к евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1)? Но ни такая ли вера была у солдат вермахта, носивших на пряжках ремней лозунг «Gotmituns» (нем. «С нами Бог»)? Нетрудно догадаться, в какого Бога верили солдаты фашистской Германии, в подавляющем числе являющиеся лютеранами.
Формированию такого типа веры, по мнению лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера (1906—1945), способствовали две причины. С одной стороны, богословие служителей лютеранской церкви погрязло в формализме: люди приходили в воскресенье в храм и слышали, что Бог любит всех и прощает все, какие бы поступки они ни совершали. Бонхёффер называл такое отношение «дешевой благодатью». С другой стороны, легализм: спасение через закон и добрые дела, предполагающие, что Бог любит человека, потому что тот старается жить хорошей, дисциплинированной жизнью, причем дисциплинированной прежде всего с точки зрения административного образования. Так, нацистский палач Адольф Эйхман, отвечавший за «окончательное решение еврейского вопроса», перед казнью исповедовался католическому священнику — этим он «спас» свою душу, в то время как тысячи замученных под его руководством евреев ушли в мир иной без покаяния, лишивши себя таким образом возможности «спасения» – с точки зрения Церкви[9].
Спасение было превращено в конечный результат — билет на небеса в конце эгоистичной жизни, или страховка — как от пожара — от продолжающейся жизни в грехе, вместо повседневных, углубляющихся личных отношений с Богом. Цель христианства — это не билет на небеса, когда мы умрем, а подобие Христу сейчас. Бог желает восстановить Свой образ в человечестве, чтобы Он мог достичь падшее человечество Своим предложением спасения во Христе, даром, по благодати. Мы спасены, чтобы служить! Безопасность верующих — это побочный результат жизни и служения.
О чем говорят случаи принятия евреями Иисуса Христа? – о том, что эти люди услышали в своем сердце Слово Бога, а услышав не побоялись за Ним пойти, будучи готовыми лишиться того многого что имели и лишались, но лишавшись приобретали гораздо больше – приобретали благодать – ответ Бога на поступок, на самоотверженный выбор ради Него, ради Любви, ради мира в своем сердце.
Следует понимать, что истинная благодать, спасающая человека, достается ценой великой жертвы, и если Сын Божий пожелал пойти на Крест и принять страдание, чтобы спасти человечество, то и люди должны самоотверженно служить друг другу, ища не своей воли, но воли Небесного Отца. Каждый, кто поистине осозна́ет, каким путем приходит благодать, изменит свою жизнь, потому что спасение есть внутренне изменение и следствие поступка. В этом — Благая Весть, спасение не законом и не «дешевой благодатью», но благодатью, которая стоит дороже всего. Такая благодать меняет человека изнутри, потому что действует уже не человек, а Бог действует через такого человека, делая его «душой мира».
Христианско-иудейские отношения, разворачивающиеся на всем пространстве человеческой истории, носят противоречивый и драматичный характер, являясь частным случаем множества противоречий, из которых соткан весь мир. Пути и цели этого диалога во многом непостижимы, но остается очевидным факт — когда ссорятся двое, выигрывает третий. История трагических отношений представителей двух религий призывает нас к сохранению мира любой ценой, вопреки всему. Прошлое – это цена настоящего, и достижение мира означает, что все не напрасно, что было принесено на алтарь любви. Аминь.
[1] «Послание к Диогнету» — памятник раннехристианской письменности; представляет собой ответ на просьбу высокопоставленного язычника Диогнета дать разъяснения относительно христианской веры. По содержанию и характеру изложения сочинение является небольшим апологетическим и увещательным трактатом: Послание к Диогнету
[2] «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:7–8).
[3] «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:24–26).
[4] «А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19:6); «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19:5–6); «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6); «Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле (Втор. 14:12); «И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил» (Втор. 26:18–19). Особо стоит отметить заповедь о субботе — как выражения богопочитания и средства богообщения: «и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего» (Исх. 3:14); «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой» (Исх. 5:12). День субботний — это не просто день покоя, это день торжества духа над телом, это территория духа, а значит — территория Бога, поскольку Бог есть Дух (Быт. 1:1–2; Иов. 33:4). Суббота — это день встречи Израиля с Богом.
[5] См.: БарЭ. Если Иисус — Мессия, почему раввины не верят в него? Пер. Брун С. // Еврейский мессианский портал: Ieshua.org. Режим доступа: http://ieshua.org/esli-iisus-messiya-pochemu-ravviny-ne-veryat-v-nego.htm (дата обращения: 10.02.2021).
[6] Авраам Ицхак Коэн Кук (1865–1935) — общественный деятель, создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой создание государства Израиль является началом мессианского избавления.
[7] Раши́ (1040–1105) — крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха; духовный вождь и общественный деятель еврейства Северной Франции.
[9] Иисус Христос, согласно вере Церкви, является искупительной жертвой за грех, и люди, веря в Его смерть и воскресение из мертвых, обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную Жизнь. Согласно НЗ, спасение грешника возможно благодаря действию благодати Божьей на человека и совершается через веру. Вера в Иисуса Христа и покаяние в своих грехах (Мк. 1:15; Мф. 18:3; Деян. 3:19) ведут человека ко спасению. Своими собственными силами человек не может добиться спасения: Мф. 19:26; Мк. 10:27; Лк. 18:27; Еф. 2:8, 9. Не уверовавшие во Христа и грешники не получат дар вечной жизни, они будут прокляты в вечности, «ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная» (Рим. 6:23). Вместо вечной жизни им приготовлено вечное наказание, «другая смерть» (Откр. 20:15) или «вечный огонь» (Мф. 25:41), «огонь неугасимый» (Мк. 9:43, 45), вместе с диаволом и ангелами его (Мф. 25:41). Это наказание и мучения никогда для них не закончатся, будут вечными — «вечная погибель» (2 Фес. 1:9). Более подробно см.: Основы православного вероучения: учебное пособие / Под общ. ред. митрополита Волоколамского Илариона. М.: Издательский дом «Познание», 2020. С. 162–164; 191–192.