МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ И НЕЙРОБИЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ МОЛИТВЫ
Молитва представляет собой обращение человека к Богу или к Его святым как к нашим ходатаям перед Богом, с целью покаяния, хвалы, просьбы о помощи или благодарения. Преподобный Силуан Афонский говорил, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить»[1].
В основе христианства лежит не просто сумма знаний, но живой опыт общения с Богом. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Верующий человек – это человек молящийся.
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, это духовная пища, необходимая душе как воздух телу.
Ступени молитвы
Традиционно различают три ступени в качестве молитвы.
Первая ступень — молитва устная, когда человек, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли.
Вторая ступень, когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий. Умная молитва не обязательно произносится про себя.
Третьей ступенью является молитва сердечная, когда произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем[2].
Исихазм
В свете вышесказанного стоит уделить особое внимание такому феномену, как исихазм. Исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, исихиа — «спокойствие, тишина, уединение») в широком смысле представляет собой христианское мистическое мировоззрение, в узком – это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к Богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом, созерцании, а о духовном, «внутреннем», видении. Как писал прп. Иоанн Синаит в «Лествице», «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное»[3].
Ключевыми для исихазма цитатами из Священного Писания являются: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8); «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21); «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф. 6:6); «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (ср.: 1Кор. 6:17).
Несмотря на невозможность чувственного видения Бога Отца[4], св. Григорий Палама и другие исихасты утверждают, что Божья благодать пронизывает этот мир, а «слава Господня», являющаяся в различных эпизодах Ветхого и Нового Заветов, была на самом деле нетварной энергией Бога, то есть исихасты зрят несотворенное и невещественное влияние Бога (энергию).
Палама сформулировал богословие энергий, отличных от сущности Бога, в противовес тезису Фомы Аквинского о полном тождестве энергии и сущности Бога, и с этим утверждением Паламы согласны все исихасты.
Считается, что практика исихазма приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты утверждают о возможности общения с «ангельскими материями»[5].
В сочинениях Григория Синаита и Григория Паламы развивалась система восхождения духа человека к Божеству. На завершающих этапах этой методологии, углубляясь в себя и сочетая чтение в уме Иисусовой молитвы с «дыхательным методом», инок должен был победить свои страсти и отрешиться от всего земного, в результате чего достигалось созерцание Божественного света[6].
Феофан Затворник считал, что молитва Иисусова непременно обязательна и для мирян. Святителя можно понять так, что при совершенствовании её и миряне могут перейти к «умному деланию»[7].
Исихазм или медитация?
Религиовед Евгений Алексеевич То́рчинов[8] высказал мнение, что для утверждений о существовании генетической связи между йогой (медитацией) и исихазмом в настоящее время оснований не существует, однако экстаз в аскезе православия имеет очень близкое сходство с состоянием самадхи[9] индийских традиций. Он также отметил сходство психотехнических процедур, используемых в исихазме (задержка дыхания, особые позы, визуализация, концентрация внимания на определённых участках своего тела), с психотехническими процедурами, используемыми в йоге. В частности, Торчинов указал, что умная молитва исихастов («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных») является сильным универсальным психотехническим методом, аналогичным повторению мантр в некоторых направлениях индуизма[10]. Более подробно о сходствах и различиях молитвенных практик в разных религиозных традициях см.: Альпер М. Бог и мозг. М.: Эксмо, 2014; Ньюберг Э. Уолдман М.Р. Как Бог влияет на ваш мозг. М.: Эксмо, 2013; Ньюберг Э., Д’Аквили Ю., Рауз В. Тайна Бога и наука о мозге. М.: Эксмо, 2013.
Таким образом, мы затронули основные метафизические (сверхчувственные) аспекты такого явления, как молитва. Говоря о молитве как метафизическом феномене, мы понимаем молитву как диалог человека с духовным миром, причем этот диалог может быть как созидательным, так и разрушительным, о духовной технике безопасности речь пойдет ниже. Рассуждая о молитве в нейробиологическом ракурсе, мы говорим о молитве как о эффективном методе саморегуляции биологических процессов организма, о чем свидетельствуют соответствующие исследования.
Нейробиологический аспект молитвы
Перейдем к выявлению особенностей молитвы с позиции науки. Формально, с медицинской точки зрения, молитва – это плацебо[11], т.е. самовнушение, а значит, молитва эффективна. Психика (внутренний мир человека) действительно может переформатировать организм[12]. Только человек может внушить себе, что захочет[13].
Эффективность молитвы зависит от кровотока головного мозга. Как показывают специальные нейробиологические исследования, молитва притормаживает активность лобной доли коры головного мозга, что влияет на торможение мыслительного процесса.
1. Сфокусированная на чем-то одном, например, молящийся следит за словами, дыханием, или неотрывно смотрит на религиозное изображение (икону), не допуская никаких посторонних мыслей.
2. Осознание настоящего момента (тишины) – акцент на ощущении настоящего момента.
3. Направление мыслей в сторону добродетелей и любви.
4. Повторение какого-либо выражения (короткого религиозного текста).
Если человек испытывает злость, грусть, раздражительность, агрессию, то терапевтически рекомендуется третий тип молитвы т. е. «направление мыслей» в сторону добродетелей и любви. Если человек испытывает интеллектуальное перенапряжение и существует потребность в творческой активности, то рекомендуется второй тип – «осознание настоящего момента». Если себя проявляет нервное перевозбуждение, постоянное отвлечение и проблемы с концентрацией, то рекомендуется первый тип – «сфокусированная» молитва. Четвертый тип, «повторение», рекомендуется в том случае, если беспокоят навязчивые деструктивные мысли и установки, неуверенность в себе, а также грусть, тоска, печаль.
Как отмечают исследования[15], самый распространенный тип молитвы - «сфокусированный». Он активирует премоторную кору и переднюю поясную извилину, а значит, мозг сильнее учится контролировать моторику, внимание и способность принимать решения. Снижается активность задней поясной извилины и нижней теменной доли, что способствует уменьшению эмоциональности и логики. Данный тип молитвы меняет мозговую активность в соответствующих областях: исследования подтверждают значительное повышение внимания у испытуемых, этот эффект накопительный и длительный[16]. С другой стороны, при изучении головного мозга молящихся боле 19000 часов и 40000 часов, кардинальных отличий нет[17]. Таким образом, терапевтический эффект первого типа молитвы актуален для тех, у кого сложности с концентрацией и высок уровень раздражительности. Исследования отмечают, что положение тела не влияет на эффект молитвенной практики, главное - удобное расположение тела[18].
Следствием молитвы второго типа, «осознание», является т.н. креатив. Особенностью данного типа молитвы является расфокусировка внимания на объектах из окружающего мира, т.е. полная противоположность молитве первого типа – «сфокусированной» молитве. Следствием осознанной молитвы является погружение в состояние «здесь и сейчас» и обострение восприятия: ярче цвета, четче звуки, достройка[19] сенсорной и аудиальной, тактильной информации[20].
Отметим также, что молитва второго типа развивает дивергентное мышление. Конвергентное и дивергентное мышление: первое для поиска единственного, правильного и точного ответа. Дивергентное мышление актуально, когда существует множество допустимых решений, некое вероятностное поле, как раз дивергентное мышление и считается креативным мышлением. Молитва второго типа развивает именно дивергентное мышление[21].
Осознанная молитва позволяет погружаться в состояние потока – состояние, при котором возникает эффект погружения в какую-то деятельность. Состояние, при котором забывается если не все, то многое, что могло тревожить и огорчать. Все внимание фокусируется на чем-то конкретном. Молитва второго типа позволяет проще «входить» в такое ощущение. С точки зрения нейронных механизмов, говорится о снижении активности «дефолт» системы мозга – это и плохо, и хорошо. Хорошо – потому что повышается творческая активность, повышается внимание, появляется увлеченность. Существует и негативное последствие - снижения мозговой активности из-за торможения и блуждания ума, уменьшение интеллектуальной активности[22].
Четвертый тип молитвы, «повторение», оказывает большое влияние на настроение плюс подавляет лишние мыслительные процессы. Эффект, как отмечают исследователи, прямой и грубый – аффирмация[23]. Минус этого метода заключается в отрыве от реальности. Можно внушить себе что угодно, но, когда дойдет до дела, человек может разочароваться[24].
Если сравнить не активность головного мозга, а его объем у молящихся и не молящихся, то исследования показывают увеличение объемов серого вещества в лобной доле на уровне правой, передней поясной извилины и левой средней и медиальной лобной извилины. В общем, эти области связаны с процессами самосознания, внимания, принятия решений и формирования памяти – данные области больше у молящихся[25].
ВЫВОД: у молитвы много положительных особенностей с точки зрения естественной науки и терапевтического эффекта.
Стоит также отметить, что молитва влияет на глубину мышления, но не способствует увеличению его скорости.
Отдельной статьи заслуживает тема связи молитвы с альфа-ритмами головного мозга[28]. Люди, практикующие сфокусированную, а особенно осознанную молитву, стимулируют альфа-активность головного мозга. Альфа-ритмы относятся к медленным ритмам головного мозга и лежат в диапазоне от 8 Гц до 12 Гц (циклов в секунду). Данное состояние оказывает положительный эффект на психическое и соматическое здоровье человека, а именно[29]:
· увеличивает скорость восстановительных процессов организма;
· улучшает кровоснабжение мозга;
· синхронизирует полушария головного мозга;
· повышает интуитивную и мыслительную активность;
· открывает доступ к программированию и перепрограммированию сознания;
· уменьшает проявление негативных состояний связанных с: фоновыми негативными состояниями, психологическими травмами детства, жизненными трудностями;
· способствует уменьшению: стресса, бессонницы, напряженности и тревожных состояний.
Проведенное исследование в очередной раз обращает внимание на пользу молитвы как для внутреннего психического, так и для внешнего соматического состояния человека, отмечая разнообразие этой пользы. Несомненно, важным является осознание того, что молитва является, прежде всего, ДИАЛОГОМ с духовным миром (метафизический аспект) и лишь потом – терапевтическим методом (нейробиологический аспект).
Духовная безопасность
В завершении уделим внимание духовной безопасности, актуальной для обоих аспектов.
На молитве следует остерегаться:
· игр воображения, представлять себе тех, к кому обращаешься;
· поиска благодатных состояний;
· видений и откровений;
· использование психотропных и иных препаратов;
· злословия и гнева.
Внутренний мир человека очень сложен и противоречив и не всякий переживаемый духовный опыт полезен и созидателен. Также следует отметить, что человек способен переживать состояния похожие на мистические откровения благодаря собственным возможностям организма. Так еще в период 2014–2016 гг. американскими учеными было проведено исследование субъективных «переживаний встречи с Богом»: Сравнение между естественными переживаниями и переживаниями, вызванными классическими психоделиками Псилоцибином, ЛСД, Аяхуаской или ДМТ (Диметилтриптамином)[30].
Это было первое исследование, в котором подробно сравнивались естественные (немедикаментозные) и психоделические переживания, интерпретируемые участниками исследования как встреча с Богом или Высшей Реальностью. Несмотря на существования некоторых различий между немедикаментозными и психоделическими переживаниями, а также между переживаниями, связанными с четырьмя различными психоделическими препаратами (Псилоцибином, ЛСД, Аяхуаской и ДМТ), сходство между этими группами, как отмечают исследователи: ПОРАЗИТЕЛЬНО. Участники сообщали о ярких воспоминаниях, которые часто включали общение с чем-то, что чаще всего описывалось как Бог или Высшая Реальность и обладали такими качествами, как сознательность, доброжелательность, разум, святость, вечность и всезнание. Данные переживания были оценены как наиболее значимые в течение всей жизни и связанные с такими переживаниями как: умиротворение, радость и любовь. Очень вероятно, что как раз подобный «молитвенный опыт» святые отцы определяли как «духовную прелесть» (духовное обольщение) в том смысле что похожий опыт не способствует СМИРЕНИЮ, ПОКАЯНИЮ и как следствие соработничеству (синергии) с Создателем.
Очень уместно вспомнить и слова архимандрита Софрония (Сахарова) о различии между богословием умозрительным и совершающимся в Боге: «Достижение подлинного созерцания без очищения сердца – невозможно. Только сердце, очищенное от страстей, способно к особому изумлению при созерцании непостижимости Бога. При этом изумлении ум радостно молчит, обессиленный величием созерцаемого.
Православное учение о созерцательной молитве открывает один из «методов» самосовершенствования, следовать которому может не всякий верующий, а лишь праведник с твёрдой и непоколебимой верой и только под контролем духовного наставника. Самовольная практика исихазма, без духовной подготовки и без разрешения наставника, может привести, как полагали Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов, Антоний Храповицкий, к «духовной прелести».
[1] См.: Молитва Электронный ресурс Азбука веры: https://azbyka.ru/molitva (дата обращения: 25.11.2021).
[2] См.: там же.
[3] Исихазм Электронный ресурс Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исихазм (дата обращения: 25.11.2021).
[4] «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
[5] Исихазм Электронный ресурс Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исихазм (дата обращения: 25.11.2021).
[6] См.: Лихачёв Д.С. Предвозрождение в русской литературе // История всемирной литературы. М., 1985.
[7] Хоружий C.C. Праксис. Архивная копия от 19 февраля 2013 на Wayback Machine // Аналитический словарь исихастской антропологии.
[8] То́рчинов Е.А. (1956–2003) – советский и российский учёный-религиовед, синолог, буддолог, историк философии и культуры Китая. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Буддийский учитель и почётный президент Санкт-Петербургского отделения Фо Гуан. Член редакции научно-теоретического журнала «Религиоведение» – Авт.
[9] Самадхи – термин, используемый в индуистской и буддийской медитативных практиках. Описывается как полное поглощение в объекте медитации. Самадхи есть то состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом). В буддизме самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека вплотную к нирване – Авт.
[10] Торчинов Е. А. Византийский исихазм // Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центp Петербургское востоковедение, 1998.
[11] Плацебо (от лат. placebo, букв. — «буду угоден, понравлюсь») – вещество без явных лечебных свойств, используемое для имитации лекарственного средства в исследованиях, где оцениваемый эффект может быть искажён верой самого пациента в действенность препарата, или для улучшения самочувствия пациента в случаях отсутствия более действенного лекарственного средства – Авт.
[12] Иначе не было бы плацебо-контролируемых исследований – Авт.
[13] Здесь мы касаемся темы возможности ревизии совести, чему было посвящено не одно исследование, в частности: свящ. Домусчи С. Феномен совести в православном богословии и русской религиозно-философской традиции. Дисс. канд. богословия – Авт.
[14] См.: Meditation can Modulate Brain Mechanisms that affect Behavior and Anxiety-A Modern Scientific Perspective Электронный ресурс US National Library of Medicine National Institutes of Health (РМС): https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4769029/ (дата обращения: 25.11.2021); Meditation leads to reduced default mode network activity beyond an active task Электронный ресурс US National Library of Medicine National Institutes of Health: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4529365/ (дата обращения: 25.11.2021).
[15] См.: Functional neuroanatomy of meditation: A review and meta-analysis of 78 functional neuroimaging investigations Электронный ресурс Pubmed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27032724/ (дата обращения: 25.11.2021).
[16] См.: Mindfulness training modifies subsystems of attention Электронный ресурс Pubmed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17672382/ (дата обращения: 25.11.2021).
[17] См.: Neuroplasticity and Meditation Электронный ресурс PMC: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2944261/ (дата обращения: 25.11.2021).
[18] См. там же.
[19] Так проявляет себя эйдетический аспект нашего сознания. – Авт.
[20] См.: Mindful creativity: the influence of mindfulness meditation on creative thinking Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3887545/ (дата обращения: 25.11.2021).
[21] См.: Meditate to Create: The Impact of Focused-Attention and Open-Monitoring Training on Convergent and Divergent Thinking Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3328799/ (дата обращения: 25.11.2021).
[22] См.: Neural correlates of experimentally induced flow experiences Электронный ресурс Pubmed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23959200/ (дата обращения: 25.11.2021).
[23] Аффирмация (от лат. Affirmatio — утверждение, подтверждение) — утвердительное (положительное) суждение. В популярной психологии аффирмация — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой. Метод самостоятельного, осознанного самовнушения начал активно развиваться в начале XX века в рамках учений о самопомощи (У. Аткинсон, Н. Хилл, Д. Карнеги), одним из первых и самых известных примеров сознательного самовнушения является метод психолога Эмиля Куэ («с каждым днем мне становится все лучше и лучше»). – Авт.
[24] См.: Repetitive speech elicits widespread deactivation in the human cortex: the “Mantra” effect? Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4511287/ (дата обращения: 25.11.2021).
[25] См.: The Meditative Mind: A Comprehensive Meta-Analysis of MRI Studies Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4471247/ (дата обращения: 25.11.2021).
[26] Нейромедиаторы (нейротрансмиттеры, посредники, «медиаторы») – биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами и не только – Авт.
[27] См.: Meditation and Yoga can Modulate Brain Mechanisms that affect Behavior and Anxiety-A Modern Scientific Perspective Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4769029/ (дата обращения: 25.11.2021).
[28] Электрические колебания ритмов головного мозга выделяются в общей электрической активности мозга с помощью методов электроэнцефалографии и магнитоэнцефалографии. Кроме ритмов в такой активности, также выделяются потенциалы, связанные с событиями – Авт.
[29] См.: Кирой В.Н., Ермаков П.Н. Общая характеристика ритмов ЭЭГ человека // Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1998. С. 48-76; Mindfulness starts with the body: somatosensory attention and top-down modulation of cortical alpha rhythms in mindfulness meditation Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3570934/ (дата обращения: 25.11.2021).
[30] Survey of subjective «God encounter experiences»: Comparisons among naturally occurring experiences and those occasioned by the classic psychedelics psilocybin, LSD, ayahuasca, or DMT Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6478303/ (дата обращения: 25.11.2021).