МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ И НЕЙРОБИЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ МОЛИТВЫ

Молитва представляет собой обращение человека к Богу или к Его святым как к нашим ходатаям перед Богом, с целью покаяния, хвалы, просьбы о помощи или благодарения. Преподобный Силуан Афонский говорил, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить»[1].

В основе христианства лежит не просто сумма знаний, но живой опыт общения с Богом. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Верующий человек – это человек молящийся.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, это духовная пища, необходимая душе как воздух телу.

Ступени молитвы

Традиционно различают три ступени в качестве молитвы.

Первая ступень — молитва устная, когда человек, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли.

Вторая ступень, когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий. Умная молитва не обязательно произносится про себя.

Третьей ступенью является молитва сердечная, когда произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем[2].

Исихазм

В свете вышесказанного стоит уделить особое внимание такому феномену, как исихазм. Исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, исихиа — «спокойствие, тишина, уединение») в широком смысле представляет собой христианское мистическое мировоззрение, в узком – это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к Богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом, созерцании, а о духовном, «внутреннем», видении. Как писал прп. Иоанн Синаит в «Лествице», «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное»[3].

Ключевыми для исихазма цитатами из Священного Писания являются: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8); «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21); «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф. 6:6); «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (ср.: 1Кор. 6:17).

Несмотря на невозможность чувственного видения Бога Отца[4], св. Григорий Палама и другие исихасты утверждают, что Божья благодать пронизывает этот мир, а «слава Господня», являющаяся в различных эпизодах Ветхого и Нового Заветов, была на самом деле нетварной энергией Бога, то есть исихасты зрят несотворенное и невещественное влияние Бога (энергию).

Палама сформулировал богословие энергий, отличных от сущности Бога, в противовес тезису Фомы Аквинского о полном тождестве энергии и сущности Бога, и с этим утверждением Паламы согласны все исихасты.

Считается, что практика исихазма приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты утверждают о возможности общения с «ангельскими материями»[5].

В сочинениях Григория Синаита и Григория Паламы развивалась система восхождения духа человека к Божеству. На завершающих этапах этой методологии, углубляясь в себя и сочетая чтение в уме Иисусовой молитвы с «дыхательным методом», инок должен был победить свои страсти и отрешиться от всего земного, в результате чего достигалось созерцание Божественного света[6].

Феофан Затворник считал, что молитва Иисусова непременно обязательна и для мирян. Святителя можно понять так, что при совершенствовании её и миряне могут перейти к «умному деланию»[7].

Исихазм или медитация?

Религиовед Евгений Алексеевич То́рчинов[8] высказал мнение, что для утверждений о существовании генетической связи между йогой (медитацией) и исихазмом в настоящее время оснований не существует, однако экстаз в аскезе православия имеет очень близкое сходство с состоянием самадхи[9] индийских традиций. Он также отметил сходство психотехнических процедур, используемых в исихазме (задержка дыхания, особые позы, визуализация, концентрация внимания на определённых участках своего тела), с психотехническими процедурами, используемыми в йоге. В частности, Торчинов указал, что умная молитва исихастов («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных») является сильным универсальным психотехническим методом, аналогичным повторению мантр в некоторых направлениях индуизма[10]. Более подробно о сходствах и различиях молитвенных практик в разных религиозных традициях см.: Альпер М. Бог и мозг. М.: Эксмо, 2014; Ньюберг Э. Уолдман М.Р. Как Бог влияет на ваш мозг. М.: Эксмо, 2013; Ньюберг Э., Д’Аквили Ю., Рауз В. Тайна Бога и наука о мозге. М.: Эксмо, 2013.

Таким образом, мы затронули основные метафизические (сверхчувственные) аспекты такого явления, как молитва. Говоря о молитве как метафизическом феномене, мы понимаем молитву как диалог человека с духовным миром, причем этот диалог может быть как созидательным, так и разрушительным, о духовной технике безопасности речь пойдет ниже. Рассуждая о молитве в нейробиологическом ракурсе, мы говорим о молитве как о эффективном методе саморегуляции биологических процессов организма, о чем свидетельствуют соответствующие исследования.

Нейробиологический аспект молитвы

Перейдем к выявлению особенностей молитвы с позиции науки. Формально, с медицинской точки зрения, молитва – это плацебо[11], т.е. самовнушение, а значит, молитва эффективна. Психика (внутренний мир человека) действительно может переформатировать организм[12]. Только человек может внушить себе, что захочет[13].

Эффективность молитвы зависит от кровотока головного мозга. Как показывают специальные нейробиологические исследования, молитва притормаживает активность лобной доли коры головного мозга, что влияет на торможение мыслительного процесса.

Нейробиологические исследования фиксируют несколько типов молитвы[14]:
1. Сфокусированная на чем-то одном, например, молящийся следит за словами, дыханием, или неотрывно смотрит на религиозное изображение (икону), не допуская никаких посторонних мыслей.

2. Осознание настоящего момента (тишины) – акцент на ощущении настоящего момента.

3. Направление мыслей в сторону добродетелей и любви.

4. Повторение какого-либо выражения (короткого религиозного текста).

Если человек испытывает злость, грусть, раздражительность, агрессию, то терапевтически рекомендуется третий тип молитвы т. е. «направление мыслей» в сторону добродетелей и любви. Если человек испытывает интеллектуальное перенапряжение и существует потребность в творческой активности, то рекомендуется второй тип – «осознание настоящего момента». Если себя проявляет нервное перевозбуждение, постоянное отвлечение и проблемы с концентрацией, то рекомендуется первый тип – «сфокусированная» молитва. Четвертый тип, «повторение», рекомендуется в том случае, если беспокоят навязчивые деструктивные мысли и установки, неуверенность в себе, а также грусть, тоска, печаль.

Как отмечают исследования[15], самый распространенный тип молитвы - «сфокусированный». Он активирует премоторную кору и переднюю поясную извилину, а значит, мозг сильнее учится контролировать моторику, внимание и способность принимать решения. Снижается активность задней поясной извилины и нижней теменной доли, что способствует уменьшению эмоциональности и логики. Данный тип молитвы меняет мозговую активность в соответствующих областях: исследования подтверждают значительное повышение внимания у испытуемых, этот эффект накопительный и длительный[16]. С другой стороны, при изучении головного мозга молящихся боле 19000 часов и 40000 часов, кардинальных отличий нет[17]. Таким образом, терапевтический эффект первого типа молитвы актуален для тех, у кого сложности с концентрацией и высок уровень раздражительности. Исследования отмечают, что положение тела не влияет на эффект молитвенной практики, главное - удобное расположение тела[18].

Следствием молитвы второго типа, «осознание», является т.н. креатив. Особенностью данного типа молитвы является расфокусировка внимания на объектах из окружающего мира, т.е. полная противоположность молитве первого типа – «сфокусированной» молитве. Следствием осознанной молитвы является погружение в состояние «здесь и сейчас» и обострение восприятия: ярче цвета, четче звуки, достройка[19] сенсорной и аудиальной, тактильной информации[20].

Отметим также, что молитва второго типа развивает дивергентное мышление. Конвергентное и дивергентное мышление: первое для поиска единственного, правильного и точного ответа. Дивергентное мышление актуально, когда существует множество допустимых решений, некое вероятностное поле, как раз дивергентное мышление и считается креативным мышлением. Молитва второго типа развивает именно дивергентное мышление[21].

Осознанная молитва позволяет погружаться в состояние потока – состояние, при котором возникает эффект погружения в какую-то деятельность. Состояние, при котором забывается если не все, то многое, что могло тревожить и огорчать. Все внимание фокусируется на чем-то конкретном. Молитва второго типа позволяет проще «входить» в такое ощущение. С точки зрения нейронных механизмов, говорится о снижении активности «дефолт» системы мозга – это и плохо, и хорошо. Хорошо – потому что повышается творческая активность, повышается внимание, появляется увлеченность. Существует и негативное последствие - снижения мозговой активности из-за торможения и блуждания ума, уменьшение интеллектуальной активности[22].
Четвертый тип молитвы, «повторение», оказывает большое влияние на настроение плюс подавляет лишние мыслительные процессы. Эффект, как отмечают исследователи, прямой и грубый – аффирмация[23]. Минус этого метода заключается в отрыве от реальности. Можно внушить себе что угодно, но, когда дойдет до дела, человек может разочароваться[24].
Если сравнить не активность головного мозга, а его объем у молящихся и не молящихся, то исследования показывают увеличение объемов серого вещества в лобной доле на уровне правой, передней поясной извилины и левой средней и медиальной лобной извилины. В общем, эти области связаны с процессами самосознания, внимания, принятия решений и формирования памяти – данные области больше у молящихся[25].

ВЫВОД: у молитвы много положительных особенностей с точки зрения естественной науки и терапевтического эффекта.

Отметим, что все типы молитвы влияют на повышение внимания, спокойствия и улучшение настроения, а значит, есть связь с нейромедиаторами:[26] ГАМК, дофамином и серотонином[27].

Стоит также отметить, что молитва влияет на глубину мышления, но не способствует увеличению его скорости.

Отдельной статьи заслуживает тема связи молитвы с альфа-ритмами головного мозга[28]. Люди, практикующие сфокусированную, а особенно осознанную молитву, стимулируют альфа-активность головного мозга. Альфа-ритмы относятся к медленным ритмам головного мозга и лежат в диапазоне от 8 Гц до 12 Гц (циклов в секунду). Данное состояние оказывает положительный эффект на психическое и соматическое здоровье человека, а именно[29]:
· увеличивает скорость восстановительных процессов организма;

· улучшает кровоснабжение мозга;

· синхронизирует полушария головного мозга;

· повышает интуитивную и мыслительную активность;

· открывает доступ к программированию и перепрограммированию сознания;

· уменьшает проявление негативных состояний связанных с: фоновыми негативными состояниями, психологическими травмами детства, жизненными трудностями;

· способствует уменьшению: стресса, бессонницы, напряженности и тревожных состояний.

Проведенное исследование в очередной раз обращает внимание на пользу молитвы как для внутреннего психического, так и для внешнего соматического состояния человека, отмечая разнообразие этой пользы. Несомненно, важным является осознание того, что молитва является, прежде всего, ДИАЛОГОМ с духовным миром (метафизический аспект) и лишь потом – терапевтическим методом (нейробиологический аспект).

Духовная безопасность

В завершении уделим внимание духовной безопасности, актуальной для обоих аспектов.
На молитве следует остерегаться:

· игр воображения, представлять себе тех, к кому обращаешься;

· поиска благодатных состояний;

· видений и откровений;

· использование психотропных и иных препаратов;

· злословия и гнева.

Внутренний мир человека очень сложен и противоречив и не всякий переживаемый духовный опыт полезен и созидателен. Также следует отметить, что человек способен переживать состояния похожие на мистические откровения благодаря собственным возможностям организма. Так еще в период 2014–2016 гг. американскими учеными было проведено исследование субъективных «переживаний встречи с Богом»: Сравнение между естественными переживаниями и переживаниями, вызванными классическими психоделиками Псилоцибином, ЛСД, Аяхуаской или ДМТ (Диметилтриптамином)[30].

Это было первое исследование, в котором подробно сравнивались естественные (немедикаментозные) и психоделические переживания, интерпретируемые участниками исследования как встреча с Богом или Высшей Реальностью. Несмотря на существования некоторых различий между немедикаментозными и психоделическими переживаниями, а также между переживаниями, связанными с четырьмя различными психоделическими препаратами (Псилоцибином, ЛСД, Аяхуаской и ДМТ), сходство между этими группами, как отмечают исследователи: ПОРАЗИТЕЛЬНО. Участники сообщали о ярких воспоминаниях, которые часто включали общение с чем-то, что чаще всего описывалось как Бог или Высшая Реальность и обладали такими качествами, как сознательность, доброжелательность, разум, святость, вечность и всезнание. Данные переживания были оценены как наиболее значимые в течение всей жизни и связанные с такими переживаниями как: умиротворение, радость и любовь. Очень вероятно, что как раз подобный «молитвенный опыт» святые отцы определяли как «духовную прелесть» (духовное обольщение) в том смысле что похожий опыт не способствует СМИРЕНИЮ, ПОКАЯНИЮ и как следствие соработничеству (синергии) с Создателем.
Очень уместно вспомнить и слова архимандрита Софрония (Сахарова) о различии между богословием умозрительным и совершающимся в Боге: «Достижение подлинного созерцания без очищения сердца – невозможно. Только сердце, очищенное от страстей, способно к особому изумлению при созерцании непостижимости Бога. При этом изумлении ум радостно молчит, обессиленный величием созерцаемого.

Православное учение о созерцательной молитве открывает один из «методов» самосовершенствования, следовать которому может не всякий верующий, а лишь праведник с твёрдой и непоколебимой верой и только под контролем духовного наставника. Самовольная практика исихазма, без духовной подготовки и без разрешения наставника, может привести, как полагали Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов, Антоний Храповицкий, к «духовной прелести».

[1] См.: Молитва Электронный ресурс Азбука веры: https://azbyka.ru/molitva (дата обращения: 25.11.2021).

[2] См.: там же.

[3] Исихазм Электронный ресурс Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исихазм (дата обращения: 25.11.2021).

[4] «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

[5] Исихазм Электронный ресурс Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исихазм (дата обращения: 25.11.2021).

[6] См.: Лихачёв Д.С. Предвозрождение в русской литературе // История всемирной литературы. М., 1985.

[7] Хоружий C.C. Праксис. Архивная копия от 19 февраля 2013 на Wayback Machine // Аналитический словарь исихастской антропологии.

[8] То́рчинов Е.А. (1956–2003) – советский и российский учёный-религиовед, синолог, буддолог, историк философии и культуры Китая. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Буддийский учитель и почётный президент Санкт-Петербургского отделения Фо Гуан. Член редакции научно-теоретического журнала «Религиоведение» – Авт.

[9] Самадхи – термин, используемый в индуистской и буддийской медитативных практиках. Описывается как полное поглощение в объекте медитации. Самадхи есть то состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом). В буддизме самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека вплотную к нирване – Авт.

[10] Торчинов Е. А. Византийский исихазм // Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центp Петербургское востоковедение, 1998.

[11] Плацебо (от лат. placebo, букв. — «буду угоден, понравлюсь») – вещество без явных лечебных свойств, используемое для имитации лекарственного средства в исследованиях, где оцениваемый эффект может быть искажён верой самого пациента в действенность препарата, или для улучшения самочувствия пациента в случаях отсутствия более действенного лекарственного средства – Авт.

[12] Иначе не было бы плацебо-контролируемых исследований – Авт.

[13] Здесь мы касаемся темы возможности ревизии совести, чему было посвящено не одно исследование, в частности: свящ. Домусчи С. Феномен совести в православном богословии и русской религиозно-философской традиции. Дисс. канд. богословия – Авт.

[14] См.: Meditation can Modulate Brain Mechanisms that affect Behavior and Anxiety-A Modern Scientific Perspective Электронный ресурс US National Library of Medicine National Institutes of Health (РМС): https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4769029/ (дата обращения: 25.11.2021); Meditation leads to reduced default mode network activity beyond an active task Электронный ресурс US National Library of Medicine National Institutes of Health: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4529365/ (дата обращения: 25.11.2021).

[15] См.: Functional neuroanatomy of meditation: A review and meta-analysis of 78 functional neuroimaging investigations Электронный ресурс Pubmed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27032724/ (дата обращения: 25.11.2021).

[16] См.: Mindfulness training modifies subsystems of attention Электронный ресурс Pubmed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17672382/ (дата обращения: 25.11.2021).

[17] См.: Neuroplasticity and Meditation Электронный ресурс PMC: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2944261/ (дата обращения: 25.11.2021).

[18] См. там же.

[19] Так проявляет себя эйдетический аспект нашего сознания. – Авт.

[20] См.: Mindful creativity: the influence of mindfulness meditation on creative thinking Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3887545/ (дата обращения: 25.11.2021).

[21] См.: Meditate to Create: The Impact of Focused-Attention and Open-Monitoring Training on Convergent and Divergent Thinking Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3328799/ (дата обращения: 25.11.2021).

[22] См.: Neural correlates of experimentally induced flow experiences Электронный ресурс Pubmed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23959200/ (дата обращения: 25.11.2021).

[23] Аффирмация (от лат. Affirmatio — утверждение, подтверждение) — утвердительное (положительное) суждение. В популярной психологии аффирмация — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой. Метод самостоятельного, осознанного самовнушения начал активно развиваться в начале XX века в рамках учений о самопомощи (У. Аткинсон, Н. Хилл, Д. Карнеги), одним из первых и самых известных примеров сознательного самовнушения является метод психолога Эмиля Куэ («с каждым днем мне становится все лучше и лучше»). – Авт.

[24] См.: Repetitive speech elicits widespread deactivation in the human cortex: the “Mantra” effect? Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4511287/ (дата обращения: 25.11.2021).

[25] См.: The Meditative Mind: A Comprehensive Meta-Analysis of MRI Studies Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4471247/ (дата обращения: 25.11.2021).

[26] Нейромедиаторы (нейротрансмиттеры, посредники, «медиаторы») – биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами и не только – Авт.

[27] См.: Meditation and Yoga can Modulate Brain Mechanisms that affect Behavior and Anxiety-A Modern Scientific Perspective Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4769029/ (дата обращения: 25.11.2021).

[28] Электрические колебания ритмов головного мозга выделяются в общей электрической активности мозга с помощью методов электроэнцефалографии и магнитоэнцефалографии. Кроме ритмов в такой активности, также выделяются потенциалы, связанные с событиями – Авт.

[29] См.: Кирой В.Н., Ермаков П.Н. Общая характеристика ритмов ЭЭГ человека // Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1998. С. 48-76; Mindfulness starts with the body: somatosensory attention and top-down modulation of cortical alpha rhythms in mindfulness meditation Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3570934/ (дата обращения: 25.11.2021).

[30] Survey of subjective «God encounter experiences»: Comparisons among naturally occurring experiences and those occasioned by the classic psychedelics psilocybin, LSD, ayahuasca, or DMT Электронный ресурс РМС: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6478303/ (дата обращения: 25.11.2021).