ДЕНЬ 1
КЛЮЧИ ОТ МИРА И ГАРМОНИИ

Эрих Фромм: типология характера, механизмы бегства и экзистенциальные потребности

Эрих Зелигманн Фромм (1900—1980 гг.) был неофрейдистским психоаналитиком, который предложил теорию личности, основанную на двух основных потребностях: потребности в свободе и потребности в принадлежности. Он предположил, что люди развивают определенные стили личности или стратегии, чтобы справиться с тревогой, вызванной чувством изоляции. Из этих типов характера он предположил, что четыре из них являются непродуктивными ориентациями, в то время как один является продуктивной ориентацией.

Фромм считал, что характер – это нечто, что проистекает как из нашей генетической наследственности, так и из нашего опыта обучения. Некоторые аспекты нашего характера передаются по наследству. Другие аспекты вытекают из того, чему мы учимся дома, в школе и в обществе. И, конечно же, существует взаимодействие между этими двумя влияниями.

Фромм также считал, что характер – это нечто глубоко укоренившееся и трудно поддающееся изменению. Однако осознание наших тенденций и стремление к переменам может помочь вдохновить на перемены. Различные черты, присущие каждому из пяти типов характера, имеют как положительные, так и отрицательные аспекты.

Типология характера Э. Фромма включает пять типов: рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный и продуктивный.

Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается, должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи, а в людях прежде всего ищет поддержки. Особенность данного типа — тяга к поиску «магического помощника», обращению за помощью «к высшим силам». На жизнь он смотрит с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Он отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим скорее лежит потребность заручиться их благосклонностью, нежели реальная потребность в контакте или любовь к людям.

Человек с эксплуататорской ориентацией пытается получить от людей определенные ресурсы посредством силы и хитрости. Что касается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, от кого можно что-то получить. Отличительной чертой таких людей, по Э. Фромму, является «кусающийся» рот, обычно дающий о себе знать саркастическими, язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность, цинизм, зависть и ревность. Он предпочитает имеющиеся у других ресурсы и предпринимает максимум возможного в целях присвоения.

Человек с накопительской ориентацией основывает свою безопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают у него чувство опасности и тревогу. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так и на деньги и вещи. Даже любовь рассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведение характеризуется педантичной упорядоченностью, чрезмерной чистоплотностью, навязчивой пунктуальностью и упрямством.

Люди с рыночной ориентацией характера относятся к своей личности как к товару, который можно купить и продать. Они формируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. Предназначение мышления сводится к быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. Это приводит к поверхностности вместо проникновения в сущность феноменов. У таких людей не должно сохраниться индивидуальности, чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке.

Четыре предыдущих ориентации, по Э. Фромму, являются непродуктивными.
"Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие".

Продуктивность определяется как способность человека использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал. Здесь речь идет не о самомнении и гордыни, а об умножении талантов и ответственности за свои поступки. Подразумевается развитие возможностей творчества и любви, полное их раскрытие. Человек с продуктивной ориентацией характера не обязательно должен стать великим ученым или художником. Он просто может независимо мыслить, уважать себя и других, получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги, восхищаться творениями природы и искусства. Непродуктивные элементы могут сохраняться, но они трансформируются: упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатации превращается в способность взять инициативу на себя.

Благодаря продуктивному мышлению люди способны узнать, кто они такие и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера. Однако, стоит отметить, что продуктивность — это не манифестация эгоизма, а следствие творческого и глубокого самопознания, основанного на жертвенном служении обществу, раскрывающим все лучшее что есть в личности.
Из пяти типов характера, описанных Фроммом, продуктивный тип является единственным здоровым подходом к преодолению тревоги, возникающей в результате конфликта между потребностью в свободе и потребностью принадлежать.

Стоит также отметить, что как считал К. Юнг – каждый индивидуум стремится к индивидуализации или к саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой», или самореализации, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.
Последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм рассматривают самореализацию как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог.

В общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени.

Потребности в самореализации выступают на первый план, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены. Маслоу охарактеризовал самореализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Самореализоваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины своего потенциала предуготованного Создателем.

"История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития".
ДЕНЬ 2
МЕХАНИЗМЫ БЕГСТВА

Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы».

1. Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“» (Fromm, 1941/1956, р. 163). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.

2. Второй способ бегства — деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

3. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин "конформность автомата" Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть» (Fromm, 1941/1956, р. 208). Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с "конформностью автоматов" становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Если, пишет Фромм, человек не сумел достичь интеллектуальной зрелости, психической полноценности, цельности, он становится неспособным к свободной творческой деятельности, он превращается в раба своих низших потребностей за неимением лучших ориентиров. Однако такой человек будет ревностно защищать свое полное право на выбор именно такого мировоззрения. То же может происходить и в гораздо более крупных масштабах. Число последователей того или иного верования еще не является показателем его адекватного соответствия первоначальному стремлению человека — желанию обрести единство с миром и самим собой.

Фромм делит все религии на авторитарные и гуманистические. Авторитарные характеризуются, в первую очередь, тем, что человек в них не принадлежит самому себе. В них господствует вера, что человеком управляет некая высшая сила, и эта сила вольна требовать от него повиновения. Тогда наивысшей добродетелью считается послушание, а непослушание — страшным грехом. Чем больше превозносится Бог, тем немощнее представляется человек - по мнению Э. Фромма сущность всех авторитарных религий ярко выражена в кальвиновском учении, которое декларирует полное презрение самого себя, подчинение ума, исполненного своей скудостью.

Антагонистами авторитарных религий являются гуманистические религии – их целью является раскрытие места человека в мире через его собственные, пусть и ограниченные, способности. Эти религии призывают к любви и заботе о себе и окружающих, к поиску чувства единства всего в мире в своем уме и сердце. Их главная добродетель в самореализации. Гуманистические религии не создают ложной рационализации фундаментальной человеческой потребности в равновесии и гармонии его мира (Эрих Фромм. Психоанализ и религия. — Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. Москва: Политиздат, 1990).

ДЕНЬ 3
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

По мнению Э. Фромма в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности (потребности человека, связанные для него со смыслом его существования). Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять, как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Прощеговоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то, в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. Более того, в теории Фромма ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
"Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.... Человек начинает понимать, что он – это полноценная, активная, творческая личность, и что единственный смысл жизни – это сама жизнь".
З А Д А Н И Е

Определите ваш тип характера по Э.Фромму.

 

Как вы можете повысить свою продуктивность?

 

Считаете ли вы себя самореализованной личностью? Что является препятствием для вашей самореализации?

Составьте список препятствий.

Какие механизмы "бегства от себя" вы используете?

Напишите в чем это выражается.

Какие основные экзистенциальные потребности вами не удовлетворены?

Напишите вероятные причины и последствия.
Книготерапия: