ДЕНЬ 1

КЛЮЧИ ОТ МИРА И ГАРМОНИИ

Эрих Фромм: типология характера, механизмы бегства и экзистенциальные потребности

В работах Эриха Зелигманна Фромма (1900—1980 гг.) была выдвинута теория личности, основанная на двух главных потребностях: стремлении к свободе и желании принадлежности. Согласно его предположениям, люди разрабатывают различные стратегии поведения, чтобы противостоять тревожным ощущениям, вызванным ощущением отчуждения. Из множества типов личности, которые он выделил, он выделил четыре непродуктивных стиля, а также один продуктивный. Фромм утверждал, что формирование характера зависит как от нашего генетического наследия, так и от обучения. Наш характер формируется из различных источников - наследственности, обучения и взаимодействия с окружающим миром. Фромм подчеркивал, что характер сложно менять, но осознание своих тенденций может стать началом перемен. Каждый тип характера обладает своими особенностями, которые могут проявляться как в позитивных, так и в негативных аспектах. Существует пять типов характера, определенных Э. Фроммом: продуктивный, рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный.


Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается, должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи, а в людях прежде всего ищет поддержки. Особенность данного типа — тяга к поиску «магического помощника», обращению за помощью «к высшим силам». На жизнь он смотрит с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Он отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим скорее лежит потребность заручиться их благосклонностью, нежели реальная потребность в контакте или любовь к людям.

Человек с эксплуататорской ориентацией пытается получить от людей определенные ресурсы посредством силы и хитрости. Что касается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, от кого можно что-то получить. Отличительной чертой таких людей, по Э. Фромму, является «кусающийся» рот, обычно дающий о себе знать саркастическими, язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность, цинизм, зависть и ревность. Он предпочитает имеющиеся у других ресурсы и предпринимает максимум возможного в целях присвоения.

Человек с накопительской ориентацией основывает свою безопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают у него чувство опасности и тревогу. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так и на деньги и вещи. Даже любовь рассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведение характеризуется педантичной упорядоченностью, чрезмерной чистоплотностью, навязчивой пунктуальностью и упрямством.

Люди с рыночной ориентацией характера относятся к своей личности как к товару, который можно купить и продать. Они формируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. Предназначение мышления сводится к быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. Это приводит к поверхностности вместо проникновения в сущность феноменов. У таких людей не должно сохраниться индивидуальности, чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке.

Четыре предыдущих ориентации, по Э. Фромму, являются непродуктивными.
"Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие".

Продуктивность определяется как способность человека использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал. Здесь речь идет не о самомнении и гордыни, а об умножении талантов и ответственности за свои поступки. Подразумевается развитие возможностей творчества и любви, полное их раскрытие. Человек с продуктивной ориентацией характера не обязательно должен стать великим ученым или художником. Он просто может независимо мыслить, уважать себя и других, получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги, восхищаться творениями природы и искусства. Непродуктивные элементы могут сохраняться, но они трансформируются: упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатации превращается в способность взять инициативу на себя.

Благодаря продуктивному мышлению люди способны узнать, кто они такие и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера. Однако, стоит отметить, что продуктивность — это не манифестация эгоизма, а следствие творческого и глубокого самопознания, основанного на жертвенном служении обществу, раскрывающим все лучшее что есть в личности.
Из пяти типов характера, описанных Фроммом, продуктивный тип является единственным здоровым подходом к преодолению тревоги, возникающей в результате конфликта между потребностью в свободе и потребностью принадлежать.

Стоит также отметить, что как считал К. Юнг – каждый индивидуум стремится к индивидуализации или к саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой», или самореализации, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.
Последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм рассматривают самореализацию как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог.

В общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени.

Потребности в самореализации выступают на первый план, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены. Маслоу охарактеризовал самореализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Самореализоваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины своего потенциала предуготованного Создателем.

"История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития".
ДЕНЬ 2

МЕХАНИЗМЫ БЕГСТВА

Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы».

1. Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“» (Fromm, 1941/1956, р. 163). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.

2. Второй способ бегства — деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

3. Подчинение социальным нормам может помочь людям избавиться от одиночества и отчужденности. Фромм ввел понятие "конформности автомата", описывая личность, которая становится абсолютным отражением общественных стандартов. Человек, принимающий данную стратегию, перестает быть самим собой, становясь подобным другим и соответствуя общепринятым нормам поведения. «Индивид превращается в образец культуры и потеряет свою уникальность, превращаясь в то, что хотят видеть другие» (Fromm, 1941/1956, р). Большинство современных людей, согласно Фромму, потеряли свою индивидуальность и стали похожими на животных с защитной окраской. Имея "конформность автоматов", они поглощены окружающей их средой, в которой разделяют ценности, стремятся к карьерному успеху, покупают одни и те же товары, и мыслят так же, как все в их обществе.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Для того чтобы избежать пленения низших потребностей и обрести свободу в творчестве, необходимо стремиться к цельности и утонченным ориентирам, как отмечает Фромм. Человек, защищая свое право выбора мировоззрения, не всегда осознает соответствие его истинным стремлениям к гармонии с окружающим миром и с самим собой. Императивно важно достичь психической полноценности и интеллектуальной зрелости, чтобы обрести свободу в творчестве, как подчеркивает Фромм.

Фромм обсуждает два типа религиозных взглядов: гуманистические и авторитарные. В гуманистических учениях человеку предоставляется свобода выбора и самовыражения, в то время как авторитарные религии подчеркивают подчинение и послушание перед высшей силой. В этих учениях послушание считается важным, а непослушание – тяжким грехом. По мнению Фромма, чем больше Бог возвеличивается, тем более уязвимым становится человек. Он приводит пример учения Кальвина, которое акцентирует самоуничижение и подчинение разума как ключевые принципы авторитарных религий. Главная ценность гуманистических религий заключается в поощрении самореализации через призыв к любви к окружающим и себе. Они стремятся раскрыть место человека в мире, основываясь на его ограниченных, но собственных способностях. Гармония и единство мира в умах и сердцах являются их целью. Гуманистические религии не отвергают фундаментальную человеческую потребность в равновесии и гармонии, а видят ее как неотъемлемую часть человеческого бытия.

ДЕНЬ 3

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Э. Фромм считал, что экзистенциальные потребности человека не связаны с социальными или агрессивными инстинктами, а являются уникальными. В его мнении, конфликт между желанием свободы и желанием безопасности является главной движущей силой в жизни людей (Fromm, 1973). Эта дихотомия свобода-безопасность, согласно Фромму, обусловлена экзистенциальными потребностями и является универсальным и неизбежным фактом природы человека.

Формулы и подходы Фромма к неврозам предполагают, что нравственные аспекты играют решающую роль в формировании психических расстройств. Неврозы Фромма рассматриваются как проявления борьбы за свободу и моральные дилеммы. Терапевтические интервенции эффективны лишь в случаях, когда удаётся разрешить внутренние конфликты и проблемы морального плана у пациента. Важно осознать, что невротические симптомы являются лишь поверхностным выражением глубоких моральных проблем, которые требуют внимания и понимания в процессе терапии.
Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Проще говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то, в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. Более того, в теории Фромма ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
"Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.... Человек начинает понимать, что он – это полноценная, активная, творческая личность, и что единственный смысл жизни – это сама жизнь".
З А Д А Н И Е

Определите ваш тип характера по Э.Фромму.

 

Как вы можете повысить свою продуктивность?

 

Считаете ли вы себя самореализованной личностью? Что является препятствием для вашей самореализации?

Составьте список препятствий.

Какие механизмы "бегства от себя" вы используете?

Напишите в чем это выражается.

Какие основные экзистенциальные потребности вами не удовлетворены?

Напишите вероятные причины и последствия.
Книготерапия: