ИГРЫ В КОТОРЫЕ МЫ ИГРАЕМ
Пытаясь получить «поглаживания», а также структурировать своё время и отстраниться от проблемных чувств, люди играют в так называемые «игры». «Поглаживания» - это форма одобрения, которую ищет внутренний Ребёнок в каждом из нас от Родителя другого человека.
Психологические игры — это такие взаимодействия между людьми, при которых хотя бы одна из сторон скрывает истинные цели и намерения и пытается получить желаемое обходными путями, а не прямой просьбой.
«Игры» по Эрику Берну во многом напоминают защитные механизмы в психоанализе и других психотерапевтических направлениях, так как с помощью них человек в большей или меньшей степени отказываться встречаться со своими истинными чувствами и выражать их.
«Игры» представляют собой последовательность действий, которые приводят к предсказуемому результату. Это особый вид межличностного взаимодействия, который имеет скрытый мотив и определённый сценарий развития.
СУЩЕСТВУЕТ ТРИ СТЕПЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР:
Первая степень - массовые игры, в которые могут играть незнакомые люди.
Пример: флирт между малознакомыми людьми.
Не требуют близких отношений между участниками.
Вторая степень - игры между близкими людьми.
Пример: супружеская ссора.
Сопровождаются сильными эмоциональными проявлениями.
Происходят между партнёрами, супругами, членами семьи.
Третья степень - игры с радикальными последствиями.
Отношения выходят на новый уровень.
Одна сторона провоцирует наказание, другая его осуществляет.
Пример: противостояние с законом.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИГРАЮТ В ТАКИЕ ИГРЫ:
1. Страх близких отношений и нежелание раскрываться.
2. Стремление получить общественное признание.
3. Потребность в предсказуемости событий.
Важно понимать, что в психологических играх нет настоящих победителей - это иллюзия. Игры часто связаны с защитным поведением и мешают построению здоровых отношений, так как люди прячут свои истинные чувства за игровыми ролями.
Часто в играх присутствует известный «треугольник Карпмана» - люди могут играть роли жертвы, спасателя или преследователя, что продлевает игровой процесс и усложняет реальные взаимоотношения между людьми.
«Игры» имеют определённую ролевую структуру, сценарий, интенсивность, протяжённость и различные исходы чтобы все это рассмотреть понадобилось бы очень много времени поэтому я приведу лишь краткий перечень основных «игр».
1. «Алкоголик»
В ситуации с алкоголизмом один из супругов, чаще всего муж, страдает зависимостью, используя её как способ избегания реальных проблем, включая интимную близость. Его супруга вынуждена примерять на себя противоречивые роли: сначала она выступает агрессором, преследуя мужа, затем превращается в жертву его пьяной агрессии, а после — становится спасителем, когда муж с похмелья раскаивается. Утром, мучимый чувством вины, он оправдывается перед женой, которая продолжает тщетно надеяться на его исцеление от зависимости. Так формируется порочный круг созависимых отношений, где каждый играет свою деструктивную роль.
2. «Вот ты и попался»
Когда кто-то намеренно создаёт ситуацию, в которой другой человек может совершить ошибку, а затем уличает его в этом – это классический пример манипуляции. Возьмём для иллюстрации случай с мужем, который из-за ревности провоцирует встречу своей супруги с посторонним мужчиной, чтобы впоследствии обвинить её в неверности. Подобная тактика позволяет манипулятору избежать признания собственной вины в проблемах отношений, например, в том, что его жена несчастлива, перекладывая ответственность на других.
3. «Вот что я из-за тебя наделал»
Здесь человек обвиняет других в своих собственных ошибках. Например, ребёнок заходит на кухню к матери с домашним заданием и мать роняет на пол вазу. Она начинает кричать на ребёнка, что разбила вазу из-за него. Схожий смысл несёт оправдание «ведьминскими проклятиями» и «пророчествами» – кто-то напророчил или наколдовал мне беду, а я не виноват.
4. «Тупик»
Брачные союзы нередко сталкиваются с феноменом «тупиковой игры». Представьте ситуацию: пара готовится ко сну, атмосфера располагает к близости. Внезапно супруга выражает недовольство, например, касательно действий матери мужа. Её супруг реагирует раздражением, что приводит к охлаждению отношений - вместо интимной близости оба засыпают на противоположных краях постели, отвернувшись друг от друга. Подобная психологическая схема фактически служит механизмом избегания потенциально неудобных моментов физической близости.
5. «Суд»
Когда возникает противостояние между людьми, один из участников нередко стремится привлечь постороннего человека для получения поддержки. Подобная ситуация часто разворачивается в семейных спорах, где роль защитника может выполнять близкий друг или специалист по семейной терапии. Несмотря на внутреннее осознание собственной неправоты, человек обретает душевное равновесие после получения одобрения от привлечённой третьей стороны.
6. «Игра»
Дама с холодным отношением к интимности подаёт явные сигналы заинтересованности представителю сильного пола. Однако стоит ему проявить ответный интерес, как она резко отступает, обвиняя его в том, что физическая близость - единственное, что его интересует. Спустя определённый период эта особа возобновляет свои заигрывания, после чего вновь следует отторжение. Подобная модель поведения может трансформироваться в ситуацию «вот ты и попался», например, когда супруг, утомленный такими эмоциональными качелями, в конечном итоге обретает утешение в объятиях другой женщины.
7. «Загнанная домохозяйка»
Когда женщина истощена и обессилена к вечеру, выполняя все домашние дела и терпя критику от своей семьи, она часто обращается за психологической помощью. Этот паттерн поведения психологи называют синдромом «загнанной домохозяйки» - ситуацией, в которой женщина добровольно взваливает на свои плечи всю работу по дому и принимает любые претензии мужа и детей без возражений с целью заслужить отдых, оказавшись без сил и утратив здоровье.
8. «Все из-за тебя»
Супруги часто играют в обвинительную игру, перекладывая ответственность за свои нереализованные мечты друг на друга. Муж может утверждать, что пожертвовал карьерой ради семьи, а жена -что оставила певческое поприще из-за рождения детей. Однако реальность обычно иная: человек сам отказывается от своих планов по внутренним причинам - будь то страх сцены у женщины или потеря интереса к профессии у мужчины. Признать собственную роль в отказе от амбиций гораздо сложнее, чем обвинить партнёра, поэтому эта игра остаётся одной из самых распространённых в семейных отношениях.
9. «Дорогая»
В этой игре происходит следующее: один супруг облачает неприятные особенности другого в форму комплимента. Представьте ситуацию: супруг замечает жене: «Милая, так очаровательно, как ты пускаешь ветры во время сна». Такая формулировка позволяет избежать прямого столкновения - жена воспринимает слова как похвалу, а муж уходит от явной конфронтации, хотя по сути указывает на смущающий факт.
10. «Подумайте какой ужас»
Данная игра представляет собой бесплодное упражнение, где участники лишь обсуждают негативные ситуации, не предпринимая никаких шагов для их разрешения. Суть этой активности заключается в пустословии о проблемах без реальных попыток что-либо изменить к лучшему.
11. «Да… но…»
Психотерапевтическая практика часто сталкивается с феноменом уклонения от действий. Человек, обращающийся за советом, систематически отвергает любые предложенные решения, изобретая всё новые отговорки. Когда терапевт, например, рекомендует клиенту фиксировать свои мысли в дневнике, тот парирует: «Я уже самостоятельно анализировал свои размышления». Предлагаемые варианты помощи множатся, но и оправдания бездействия растут в геометрической прогрессии. Подобная стратегия позволяет индивиду поддерживать видимость поиска решения, фактически оставаясь в зоне комфортного бездействия и избегая реальных перемен.
12. «Изъян»
Люди, не удовлетворённые собственной жизнью и страдающие от депрессивных настроений, часто проецируют своё недовольство на окружающих, выискивая в них недостатки. Такое поведение служит механизмом самооправдания через критику других. Иллюстрацией может служить ситуация свидания: девушка, получив приглашение от симпатичного ей парня, вместо радости фокусируется на негативе – ей кажется неприемлемым позднее время встречи и раздражает необходимость ждать, пока он проснётся. Этот психологический приём позволяет ей перенести внимание с собственных проблем на мнимые недостатки партнёра.
13. «Гость растяпа»
Центральная идея этой игры заключается в безусловном принятии человека, несмотря на его оплошности. Когда неуклюжий посетитель причиняет вред имуществу принимающей стороны, вместо требования компенсации хозяева выбирают путь прощения. Раз за разом получая снисхождение после очередной неприятности, гость продолжает свои неловкие действия. Таким образом, суть этой социальной динамики - в стремлении быть принятым безоговорочно, даже совершая ошибки, а механика игры строится вокруг цикла «ущерб-извинение-прощение».
14. «Ну-ка подеритесь»
В данном сценарии женщина манипулирует двумя мужчинами, провоцируя их на соперничество за её внимание. Обещая отношения тому, кто одержит верх, она создаёт конфликт, но в действительности использует ситуацию в своих интересах. Пока соперники выясняют отношения, она тайно покидает сцену с третьим мужчиной. Такая стратегия позволяет ей испытать ощущение власти и подтверждает её привлекательность, удовлетворяя потребность в признании собственной значимости.
15. «Динамо»
В психологической игре «динамо» женщина создаёт иллюзию своей доступности для незнакомца, но когда он реагирует соответствующими ухаживаниями, она резко меняет поведение, обвиняя его в нежелательных домогательствах. Этот манипулятивный механизм позволяет ей избежать страшащей её интимной близости, одновременно удовлетворяя потребность в подтверждении собственной привлекательности и контроле ситуации, а также снимая с себя ответственность за собственные сексуальные импульсы.
16. «Скандал»
В ситуации эмоциональной отчуждённости со стороны матери, между отцом и дочерью-подростком может формироваться нездоровая динамика. Регулярные конфликты становятся способом высвобождения напряжения в их отношениях. После эмоциональных столкновений они обычно уединяются в своих комнатах. Такой деструктивный паттерн часто развивается на фоне отсутствия теплоты в супружеских отношениях.
17. «Оранжерея»
В контексте психотерапевтических сессий нередко наблюдается интересный феномен. Пациенты порой используют свои изысканные эмоциональные переживания как своеобразные трофеи, демонстрируя их специалисту или другим членам группы. Это психологическое упражнение характеризуется тем, что клиент привлекает внимание терапевта к особо деликатным и сложным эмоциям, возникшим во время лечения. Такая демонстрация утончённой чувствительности не только создаёт дистанцию между участником и остальными членами группы, но и позволяет ему избегать формирования подлинных межличностных связей, замыкаясь на внутренних переживаниях вместо реального взаимодействия.
18. «Я только пытался помочь»
В данной игре индивидуум, принимающий роль спасателя, стремится оказывать содействие, одновременно ища доказательства своей теории о бесполезности ожидания признательности в мире. Иллюстрацией может служить ситуация, когда терапевт раз за разом предлагает советы недобросовестному пациенту, который неизменно возвращается с жалобами на неэффективность полученных рекомендаций.
19. «Неимущий»
В этой игре участник сетует на финансовые трудности, однако упорно уклоняется от трудоустройства, систематически находя причины для отклонения предложений потенциальных работодателей, ссылаясь на якобы неприемлемые условия.
20. «Крестьянка»
В процессе терапии нередко возникает ситуация, когда внимание и рекомендации специалиста вызывают у клиента восторг от самого процесса. Терапевт наслаждается благодарностью и признанием со стороны клиента, который убеждён в своём исцелении. Однако реального результата не достигается – клиент остаётся без фактических изменений, хотя и восхищён оказанным вниманием, а терапевт удовлетворён похвалой за несуществующий прогресс.
21. «Психиатрия»
Клиент стремится к уникальности, что проявляется в противоречивом поведении. Его «Взрослая» часть формулирует запрос о проблеме, тогда как «Детская» составляющая активно препятствует терапевтическому процессу. Сопротивление лечению на бессознательном уровне контрастирует с осознанным выражением симптоматики.
22. «Археология»
Гипотерапевтические практики часто включают упражнение, где пациент одержимо исследует события своей жизни. Цель такого поиска – обнаружить ключевую психологическую травму, которая якобы позволит моментально разрешить сложности. Однако подобная игра лишь отвлекает от реальности: настоящее преодоление проблем требует значительной работы над собой, а не мгновенных волшебных решений из прошлого.
23. «Критика»
Суть данной игры заключается в непрерывном поиске психотерапевтического подтверждения собственных эмоциональных состояний и стремлений.
24. «Самовыражение»
Суть заключается в демонстрации актёрского мастерства внутри терапевтической группы с целью снискать признание, а не разрешить существующие проблемы.
25. «Дурачок»
Вместо действенных шагов к разрешению собственной проблемы, человек предпочитает высмеивать свои нелепости и оправдываться врождёнными особенностями характера, ссылаясь на свою природную сущность.
26. «Калека»
В данной игре человек использует своё нездоровье как оправдание для пассивности. Болезненное состояние не обязательно подразумевает физические ограничения - к примеру, страдающий от депрессии может заявить: «Какие могут быть ко мне претензии, ведь я болен?» Таким образом человек манипулирует окружающими, прикрываясь своим недугом для объяснения собственной бездеятельности.
ПОДУМАЙТЕ, КАКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ПЫТАЕТСЯ УДОВЛЕТВОРИТЬ «ИГРОК» В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ?
Например, можно использовать список невротических потребностей по Карен Хорни.

Эрик Л. Берн
Американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.
"Осознание означает способность видеть кофейник и слышать пение птиц по-своему, а не так, как нас учили".
Приведённый список «игр» в последствии был расширен психотерапевтами, представляя собой модификации основных. Многие игры разделяются по интенсивности имеют совершенно разные исходы и значения. Например, в игре «Динамо», девушка может просто отвергнуть парня и в результате оба просто ограничатся негативными эмоциями, однако в крайней третьей степени игры, девушка, показывая свою доступность, по сути, заставляет мужчину её изнасиловать, и в итоге он сидит в тюрьме, а она в травмпункте. При этом многие игры могут различаться по гендерной составляющей, когда мужчины могут исполнять игры характерные для женщин.
Наконец для многих игр характерен знаменитый треугольник Карпмана. Проще говоря во многих играх, периодически меняются роли агрессора, жертвы и спасателя.
Так, например, во всех играх, относящихся к психотерапии, клиент приходит как жертва, жалуясь на свою проблему и находит спасателя в лице терапевта, однако затем он сопротивляется изменениям становясь агрессором по отношению к терапевту и ища спасателя, например, в другому психотерапевте и это может продолжатся бесконечно.
Согласно Карен Хорни, существует 10 основных невротических потребностей:
1. В ЛЮБВИ И ОДОБРЕНИИ
Стремление быть любимым становится навязчивым.
Повышенная чувствительность к критике.
Постоянная потребность в восхищении.
2. В РУКОВОДЯЩЕМ ПАРТНЁРЕ
Чрезмерная зависимость от других.
Страх одиночества.
Переоценка роли любви.
3. В ЧЁТКИХ ОГРАНИЧЕНИЯХ
Предпочтение строгого порядка.
Готовность довольствоваться малым.
Стремление избежать хаоса.
4. ВО ВЛАСТИ
Желание доминировать над другими.
Презрение к слабостям.
Стремление контролировать окружающих.
5. В ЭКСПЛУАТИРОВАНИИ ДРУГИХ
Страх быть использованным.
Боязнь «разоблачения».
Склонность использовать других первым.
6. В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРИЗНАНИИ
Самооценка зависит от статуса.
Потребность вызывать восхищение.
Важность внешнего успеха.
7. В ВОСХИЩЕНИИ СОБОЙ
Неутолимая жажда комплиментов.
Создание приукрашенного образа себя.
Потребность в постоянном внимании.
8. В ЧЕСТОЛЮБИИ
Стремление быть «лучше всех».
Боязнь неудач.
Навязчивое желание побеждать.
9. В САМОДОСТАТОЧНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ
Избегание близких отношений.
Отказ от обязательств.
Стремление дистанцироваться от людей.
10. В БЕЗУПРЕЧНОСТИ И НЕОПРОВЕРЖИМОСТИ
Стремление к моральной непогрешимости.
Желание производить впечатление совершенства.
Потребность во внешнем одобрении добродетели.
Важно понимать, что эти потребности становятся невротическими, когда:
1. Проявляются негибко.
2. Применяются во всех ситуациях.
3. Преобладает одна потребность над остальными.
4. Человек не может переключаться между разными потребностями.
5. Потребность сосредоточена на одном человеке.
В здоровой личности эти потребности проявляются гибко и ситуативно, помогая адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. При невротическом проявлении одна потребность становится доминирующей и проявляется во всех сферах жизни.
Карен Хорни
Психолог. Акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.
"Основные средства, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви, это: привлечь внимание к своей любви, воззвать к жалости к себе и угрожать".
Книготерапия: