ИГРЫ В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ
Пытаясь удовлетворить потребности, а также структурировать свое время и отстраниться от проблемных чувств, люди играют в так называемые «игры».

Психологические игры — это такие взаимодействия между людьми, при которых хотя бы одна из сторон скрывает истинные цели и намерения и пытается получить желаемое обходными путями, а не прямой просьбой.

«Игры» по Эрику Берну во многом напоминают защитные механизмы в психоанализе и других психотерапевтических направлениях, так как с помощью них человек в большей или меньшей степени отказываться встречаться со своими истинными чувствами и выражать их.

«Игры» имеют определенную ролевую структуру, сценарий, интенсивность, протяженность и различные исходы чтобы все это рассмотреть понадобилось бы очень много времени поэтому я приведу лишь краткий перечень основных «игр».

1. «Алкоголик» – тот случай, когда один из участников страдает алкоголизмом, например, мужчина, а другой участник – его жена выполняет сразу три роли, сначала преследует, то есть является агрессором, потом терпит побои становясь жертвой, а наутро с похмелья спасает. Утром муж корит себя чувством вины и оправдывается перед женой.

В этом случае жена бесконечно ожидает, что муж бросит пить, а муж с помощью алкоголизма бежит от реальных проблем, например от близости с женой.

2. «Попался сукин сын» – когда индивид провоцирует кого-то на ошибку, а затем ловит его на этом. Например, ревнивый муж может подстроить знакомство своей жены с другим мужчиной, а затем поймать ее на этом. Такая игра помогает отыскать «козлов отпущения» вместо того, чтобы взять на себя ответственность за происходящее, например, за несчастье жены.

3. Схожий смысл несет игра «Вот что я из-за тебя наделал». Здесь человек обвиняет других в своих собственных ошибках. Например, ребенок заходит на кухню к матери с домашним заданием и мать роняет на пол вазу. Она начинает кричать на ребенка, что разбила вазу из-за него. Схожий смысл несет оправдание «ведьминскими проклятиями» и «пророчествами» – кто-то напророчил или наколдоал мне беду, а я не виноват.

4. Игра «тупик» часто имеет место в брачных отношениях. Например, супруги ложаться в кровать и вроде все хорошо. Тут в какой-то момент жена говорит, что ей что-то не нравится, например, поведение свекрови, на что мужчина в ответ проявляет недовольство и в итоге вместо сладкой ночи оба ложатся спать отвернувшись друг от друга. Такая игра помогает избежать неловкой интимной близости.

5. «Суд». В этой игре участники находятся в конфликте и один из них ищет третью сторону, которая бы встала на его защиту. Часто это бывает семейный конфликт, а третьей стороной становится семейный психотерапевт или друг. В итоге тот, кто получает поддержку успокаивается, хотя в глубине души и понимает, что был не прав.

6. «Игра» фригидная женщина делает очевидные намеки мужчине, но как только он начинает обращать на нее внимание, она отталкивает его и заявляет, что мужчинам нужен только секс. Через какое-то время она снова дает намеки и снова отталкивает. Эта игра может перерасти в «Попался сукин сын», например, если измученный муж наконец находит себе любовницу.

7. Игра «Загнанная домохозяйка» состоит в том, что женщина берет на себя любые обязанности по дому, а также принимает все упреки мужа и детей, к концу дня оставаясь без сил. С этим запросом она затем и приходит к психологу.

8. «Все из-за тебя» это наверно самая частая игра среди супругов, когда один из них обвиняет другого в нереализованных планах на жизнь. Например, жена заявляет, что бросила профессию певицы из-за ребенка, муж заявляет, что отказался от карьеры ради жены. В большинстве случаев в отказе от планов, виноват далеко не партнер, а сам человек, например женщина могла просто испугаться выходить на сцену, а мужчине просто надоело работать на той работе, но признавать это никто из них не хочет.

9. Игра «Дорогая» — это игра при котором порочащие вторую половинку факты выдаются под благовидным соусом. Например, муж говорит: «Дорогая, ты так мило испускаешь газы, когда мы спим» – на такое обращение жена отвечает принятием, а муж избегает открытого конфликта.

10. Игра «Подумайте какой ужас» состоит в обсуждении неприятных событий, при отсутствии каких-либо действий по их исправлению.

11. Легендарной игрой является игра «Да… но…». В этой игре индивид просит о помощи, но, когда ему предлагается какое-либо решение, он придумывает предлог, чтобы ничего не предпринимать. Это часто встречается в психотерапии. Например, клиенту может быть предложено вести дневник мыслей, а он отвечает, «да, но я же уже и сам работал со своими мыслями». В итоге такому человеку предлагается большое число вариантов, а он в ответ придумывает еще большее количество отговорок. Очевидно, что данная игра позволяет ему ничего не делать и не решать.

12. Следующая игра – это игра «Изъян». В рамках этой игры, обычно люди с депрессивной позицией и недовольные собой также ищут изъяны в других. Например, с девушкой познакомился парень и пригласил ее на свидание, с ним вроде все отлично, но она недовольна, что он назначил слишком позднее время и что ей, по ее мнению, приходится ждать, когда он проснется. Опять же эта игра позволяет оправдать себя за счет осуждения других.

13. В игре «Гость растяпа» этот самый гость случайно наносит ущерб хозяевам заведения или дома, за что извиняется и получая прощение продолжает наносить ущерб. Хозяева вместо того, чтобы потребовать возмещение ущерба продолжают его прощать. Собственно цель игры состоит в том, чтобы получить прощение и таким образом как бы быть безусловно принятым.

14. Игра «Ну-ка подеритесь» обычно проводится женщиной, которая сталкивает между собой двух мужчин, обещая принадлежать победителю, а пока они дерутся она исчезает с любовником. Данная игра позволяет женщине почувствовать себя востребованной и властной.

15. Игра «Динамо» состоит в том, что женщина демонстрирует свою доступность незнакомому мужчине, а затем, когда он начинает прямо к ней приставать она его отталкивает, обвиняя в домогательствах. Таким образом женщина снимает с себя вину за сексуальные потребности, получает ощущение востребованности и власти и в то же время избегает сексуальных отношений, которые ее пугают.

16. Схожей игрой является, и игра «Чулок», в которой женщина намеренно демонстрирует свою сексуальную доступность, привлекая внимание мужчин и раздражая других женщин. Однако, если таких женщин игнорируют они испытывают фрустрацию.

17. Игра «Скандал» обычно проходит между отцом и дочерью подростком при сексуальной холодности матери. В этом случае, чтобы разрядить сексуальное напряжение отец и дочь постоянно устраивают скандалы, после которых расходятся по своим комнатам.

18. Следующая игра — это игра «Оранжерея», которая обычно проходит в рамках психотерапии. В этом случае пациент акцентирует внимание терапевта на утонченных чувствах, которые он испытал в процессе терапии. Сами чувства выполняют функцию «медалей», которыми пациент хвастается перед терапевтом или другими участниками терапевтической группы. В то же время тонкость и высота его чувств обычно ограничивают других участников, а также позволяют самому игроку не заводить реальных отношений и что-то там переживать внутри себя.

19. «Я только пытался помочь» – в этой игре «спасатель» пытается быть полезным, в то же время ища подтверждения тому, что в этом мире тщетно ожидать благодарности. Например, психотерапевт может постоянно давать рекомендации нерадивому клиенту, который каждый раз будет жаловаться на то, что рекомендации ему не помогли.

20. Игра «Неимущий» состоит в том, что человек жалуется на отсутствие денег, но всеми силами избегает поиска работы, например, каждый раз отказывая работодателям из-за «неподходящих» условий.

22. Игра «Крестьянка» – суть состоит в том, что клиент получает рекомендацию или просто внимание к себе и восхищается самим процессом терапии при этом не получая результата. В то же самое время и терапевт доволен, что клиент восхищается им и благодарит его за исцеление, которого на самом деле так и не произошло.

23. Игра «Психиатрия» состоит в том, что клиент хочет быть уникальным. В этом случае на уровне «Взрослого» он выдает запрос о своем симптоме, но на уровне «Ребенка» всячески сопротивляется лечению.

24. Игра «Археология» характерна для гипнотерапии и состоит в навязчивом копании в своем прошлом с целью найти ту самую травму или ядро, которое позволит мгновенно избавиться от проблемы, для решения которой на самом деле требуются серьезные усилия.

25. Игра «Критика» состоит том, чтобы постоянно получать одобрение своих чувств и желаний у психотерапевта.

26. Игра «Самовыражение» состоит в том, чтобы проявлять свои актерские данные в рамках терапевтической группы не для того, чтобы избавиться от проблемы, а чтобы получить одобрение.

27. Игра «Дурачок» предполагает, что вместо того, чтобы реально решать свою проблему человек будет смеяться над своей глупостью и ссылаться на то, что «вот такой уж я уродился».

28. Игра «Калека» в этой игре человек оправдывает бездействие своим заболеванием, причем необязательно, что он физически ограничен, например, он может болеть депрессией и заявлять, «что же вы от меня хотите если я болен».

ПОДУМАЙТЕ, КАКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ(И) ПЫТАЕТСЯ УДОВЛЕТВОРИТЬ «ИГРОК» В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ.
Например, можно использовать список невротических потребностей по Карен Хорни.

Приведенный список «игр» в последствии был расширен психотерапевтами, представляя собой модификации основных. Многие игры разделяются по интенсивности имеют совершенно разные исходы и значения. Например, в игре «Динамо», девушка может просто отвергнуть парня и в результате оба просто ограничатся негативными эмоциями, однако в крайней третьей степени игры, девушка, показывая свою доступность, по сути, заставляет мужчину ее изнасиловать, и в итоге он сидит в тюрьме, а она в травмпункте. При этом многие игры могут различаться по гендерной составляющей, когда мужчины могут исполнять игры характерные для женщин.

Наконец для многих игр характерен знаменитый треугольник Карпмана. Проще говоря во многих играх, периодически меняются роли агрессора, жертвы и спасателя.

Так, например, во всех играх, относящихся к психотерапии, клиент приходит как жертва, жалуясь на свою проблему и находит спасателя в лице терапевта, однако затем он сопротивляется изменениям становясь агрессором по отношению к терапевту и ища спасателя, например, в другому психотерапевте и это может продолжатся бесконечно.