ДЕНЬ 1
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?

Эмоциональный интеллект (EQ) представляет собой способность воспринимать, контролировать и оценивать эмоции. Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональному интеллекту можно научиться и усилить, в то время как другие утверждают, что это врожденная характеристика.

Способность выражать и контролировать эмоции важна, но также важна и способность понимать, интерпретировать и реагировать на эмоции других. Представьте себе мир, в котором вы не могли бы понять, когда другу грустно или когда коллега злится. Психологи называют эту способность эмоциональным интеллектом, а некоторые эксперты даже предполагают, что она может быть более важной, чем IQ, для вашего общего успеха в жизни.


Компоненты

Исследователи предполагают, что существует четыре различных уровня эмоционального интеллекта, включая эмоциональное восприятие, способность рассуждать, используя эмоции, способность понимать эмоции и способность управлять эмоциями.

1. Восприятие эмоций: Первый шаг в понимании эмоций – это их точное восприятие. Во многих случаях это может включать понимание невербальных сигналов, таких как язык тела и выражения лица.

2. Рассуждение с помощью эмоций: следующий шаг включает использование эмоций для стимулирования мышления и когнитивной деятельности. Эмоции помогают расставить приоритеты в том, на что мы обращаем внимание и на что реагируем; мы эмоционально реагируем на то, что привлекает наше внимание.

3. Понимание эмоций: Эмоции, которые мы воспринимаем, могут иметь самые разные значения. Если кто-то выражает эмоции гнева, наблюдатель должен интерпретировать причину гнева человека и что это может означать. Например, если ваш начальник ведет себя сердито, это может означать, что он недоволен вашей работой, или это может быть из-за того, что он получил штраф за превышение скорости по дороге на работу утром, или из-за того, что они поссорились со своим партнером.

4. Управление эмоциями: Способность эффективно управлять эмоциями является важнейшей частью эмоционального интеллекта и на самом высоком уровне. Регулирование эмоций и адекватное реагирование, а также реагирование на эмоции других – все это важные аспекты управления эмоциями.

ДЕНЬ 2
Влияние эмоционального интеллекта

В последние годы возрос интерес к преподаванию и изучению социального и эмоционального интеллекта. Программы социального и эмоционального обучения (SEL) стали стандартной частью учебной программы для многих образовательных учреждений.

Цель этих инициатив – не только улучшить здоровье и благополучие, но и помочь учащимся добиться успехов в учебе и предотвратить издевательства. Есть много примеров того, как эмоциональный интеллект может играть роль в повседневной жизни.

Подумайте, прежде чем реагировать

Эмоционально интеллектуальные люди знают, что эмоции могут быть сильными, но также и временными. Когда происходит очень напряженное эмоциональное событие, например, злость на коллегу, эмоционально разумной реакцией было бы подождать некоторое время, прежде чем реагировать. Это позволяет каждому успокоить свои эмоции и более рационально обдумать все факторы, связанные с аргументом.

Большее самосознание

Эмоционально интеллектуальные люди не только хорошо думают о том, что могут чувствовать другие люди, но и хорошо понимают свои собственные чувства. Самосознание позволяет людям учитывать множество различных факторов, которые способствуют их эмоциям.

Сочувствие к другим

Большая часть эмоционального интеллекта – это способность думать и сопереживать тому, что чувствуют другие люди. Это часто включает в себя рассмотрение того, как бы вы отреагировали, если бы оказались в такой же ситуации.

Люди, обладающие сильным эмоциональным интеллектом, способны учитывать перспективы, опыт и эмоции других людей и использовать эту информацию, чтобы объяснить, почему люди ведут себя так, как они поступают.

Как использовать

Эмоциональный интеллект можно использовать по-разному в вашей повседневной жизни. Некоторые различные способы практиковать эмоциональный интеллект включают в себя:

1. Способность принимать критику и ответственность.

2. Возможность двигаться дальше после совершения ошибки.

3. Быть способным сказать "нет", когда вам нужно.

4. Быть способным поделиться своими чувствами с другими.

5. Способность решать проблемы способами, которые работают для всех.

6. Сочувствие к другим людям.

7. Иметь отличные навыки слушания.

8. Знание того, почему вы делаете то, что делаете.

9. Не осуждать других.

Эмоциональный интеллект необходим для хорошего межличностного общения. Некоторые эксперты считают, что эта способность более важна для определения жизненного успеха, чем один только EQ. К счастью, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы укрепить свой собственный социальный и эмоциональный интеллект.
Понимание эмоций может стать ключом к улучшению отношений, улучшению самочувствия и укреплению коммуникативных навыков.

ДЕНЬ 3
Советы по улучшению EQ

Быть эмоционально интеллектуальным важно, но какие шаги вы можете предпринять, чтобы улучшить свои собственные социальные и эмоциональные навыки? Вот несколько советов.

Слушайте

Если вы хотите понять, что чувствуют другие люди, первый шаг – обратить внимание. Найдите время, чтобы выслушать то, что люди пытаются вам сказать, как вербально, так и невербально. Язык тела может иметь большое значение. Когда вы чувствуете, что кто-то испытывает определенные чувства, рассмотрите различные факторы, которые могут способствовать возникновению этой эмоции.

Сопереживайте

Умение улавливать эмоции имеет решающее значение, но вам также нужно уметь поставить себя на место другого человека, чтобы по-настоящему понять его точку зрения. Практикуйте сопереживание другим людям. Представьте, как бы вы себя чувствовали в их ситуации. Такие занятия могут помочь вам сформировать эмоциональное понимание конкретной ситуации, а также развить более сильные эмоциональные навыки в долгосрочной перспективе.

Задумайтесь

Способность рассуждать с эмоциями является важной частью эмоционального интеллекта. Подумайте, как ваши собственные эмоции влияют на ваши решения и поведение. Когда вы думаете о том, как реагируют другие люди, оцените роль, которую играют их эмоции.

Почему этот человек так себя чувствует? Существуют ли какие-либо невидимые факторы, которые могут способствовать возникновению этих чувств? Чем ваши эмоции отличаются от их эмоций? Изучая подобные вопросы, вы можете обнаружить, что становится легче понять роль, которую эмоции играют в том, как люди думают и ведут себя.

Возможные подводные камни

Наличие более низких навыков эмоционального интеллекта может привести к ряду потенциальных проблем, которые могут повлиять на различные сферы жизни, включая работу и отношения.

1. Люди, у которых меньше эмоциональных навыков, как правило, чаще вступают в споры, имеют более низкое качество отношений и плохо справляются с эмоциями.

2. Низкий уровень эмоционального интеллекта может иметь ряд недостатков, но обладание очень высоким уровнем эмоциональных навыков также может сопряжено с трудностями. Например, исследования показывают, что люди с высоким эмоциональным интеллектом на самом деле могут быть менее творческими и инновационными.

3. Людям с высоким эмоциональным интеллектом может быть трудно давать отрицательные отзывы из-за страха задеть чувства других людей.

4. Исследования также показали, что высокий EQ иногда может использоваться для манипулятивных и обманчивых целей.

С чего начать развитие EQ?

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) Осознание своих эмоций.

2) Осознание эмоций других людей.

3) Управление своими эмоциями.

4) Управление эмоциями других людей.
З А Д А Н И Е

«Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице: Факт (ситуация, человек) | Мысли | Физические ощущения | Эмоции. Можно воспользоваться приложением ЕММО.

«О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»

Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция. О чем она хотела вам просигнализировать? Что изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации? Чем вам помогла эта эмоция? Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию? Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

«Общественный транспорт»

Когда вы находитесь в общественном транспорте, попытайтесь понять, что чувствуют пассажиры? Если вы видите пару, то определите в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то определите веселая история или грустная?

«Эмоциональные мотиваторы в моей компании»

Задумайтесь и напишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании стабильную ресурсную атмосферу.

«Зеркало»

Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции. Радость: расслабьте лицевые мышцы ишироко улыбнитесь, при этом подумайте очем-нибудь приятном. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!» Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке. Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только спомощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

Просто читайте художественную литературу и слушайте музыку

Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины. Откройте для себя любимую радиостанцию или музыкальный жанр и конечно же: КАРАОКЕ.